perspektivy-obshchikh-valyut-stran-shos-i-briks
ШОС и БРИКС: Перспективы общих валют стран ШОС и БРИКС
2 мая 2023

Экономическая модель стран БРИКС, в основе которой лежит равноправие и взаимовыгодное сотрудничество, оказалась привлекательной для ряда других государств. В перспективе страны-члены организации планируют создание общей валюты для взаиморасчетов. Это говорит не о потенциальной гибели доллара, а о желании наведения порядка в мировой системе экономических отношений, уставших от санкций и ограничений.

В конце января Аргентина и Бразилия запустили разработку региональной валюты Sur (от исп. — юг) для взаимных расчетов. Статья с официальным анонсом данной инициативы за авторством глав Аргентины и Бразилии Альберто Фернандеса и Лулы да Силвы была опубликована в прессе накануне саммита Сообщества латиноамериканских и карибских государств (CELAC*). Лидеры пригласили присоединиться к проекту и другие страны региона, а также заявили о необходимости расширить эту инициативу до уровня БРИКС и МЕРКОСУР**.

Это событие актуализировало дискуссию о необходимости создать единую валюту для стран - участниц БРИКС. Комментируя новую инициативу, президент Бразилии пояснил: «Почему бы не попытаться создать общую валюту для стран МЕРКОСУР и для стран БРИКС? Если бы всё зависело от меня, мы бы всегда торговали с другими странами в национальных валютах, чтобы не зависеть от доллара».

Представитель Института социальных и политических исследований госуниверситета Рио-де-Жанейро (UERJ) Жуан Ферес Джуниор пояснил, что речь идет не просто о создании общей валюты, а скорее о соглашении, которое позволит его участникам вести торговлю, не прибегая к доллару. То есть избежать конвертации местной валюты в американскую, осуществляя расчеты с другой страной.

По мнению президента латиноамериканского аналитического центра CRIES (Буэнос-Айрес) Андреса Сербина, более передовой является идея создания единой валюты для евразийского региона в рамках ШОС: «Реализация этой идеи в БРИКС более сложная. Если страны-члены и будут продвигаться в этом вопросе, то очень медленно из-за существующей асимметрии между экономиками нынешних участников, а также из-за присоединения новых (речь об Аргентине и Иране, подавших заявки на вступление в 2022 г.)».

Россия, провозглашая курс на борьбу за многополярный мир, не оставила это заявление без внимания. В ходе своего визита в Анголу глава МИД РФ Сергей Лавров сказал, что создание собственной валюты в рамках БРИКС будет обсуждаться в августе на ежегодном саммите объединения, куда также приглашены и африканские страны.

О том, что БРИКС прорабатывает вопрос создания новой международной валюты на основе валют государств-членов, еще в июне 2022 года сообщал президент России Владимир Путин. Экономисты говорят о высокой вероятности реализации этого проекта. Однако этот процесс не может быть быстрым, поэтому оснований полагать, что общая валюта появится у организации в ближайшее время, пока нет.

Однако не все страны в Латинской Америке восприняли положительно инициативу Бразилии и Аргентины. Так, президент Мексики Андрес Мануэль Лопес Обрадор на саммите CELAC заявил, что его страна, вторая по величине экономика в регионе после Бразилии, к инициативе не присоединится, поскольку существует много причин продолжать поддерживать доллар в качестве ориентира.

Андрес Сербин утверждает, что, несмотря на стремление к независимости, идея создания единой валюты для расчетов между Аргентиной и Бразилией, которая позже будет распространена на всю Латинскую Америку, пока выглядит трудно осуществимой. В числе препятствий - отсутствие согласованной макроэкономической политики, слишком высокая инфляция в Аргентине и тот факт, что обе страны работают в долларовой зоне.

При этом, в случае успеха, валютный союз Латинской Америки сможет занять второе место после евро, охватив 5% мирового ВВП. Ранее министр экономики Аргентины Серхио Масса сообщал, что «ни у кого не присутствует иллюзий по поводу сроков перехода на единую валюту». Например, Евросоюзу потребовалось на это 35 лет.

Если говорить о введении единой валюты на территории БРИКС, то фактор роста инфляции в Аргентине может стать крайне нежелательным аспектом для такой сильной экономики, как Китай. Также КНР сегодня сильно зависима и от США, и от доллара. Для примера, в 2022 г. товарооборот Китая с Россией вырос на 29,3%, достигнув 190 млрд долл. Но, несмотря на то, что рост товарооборота КНР с США составил всего 0,6%, общий показатель взаимной торговли в разы выше - это 759,43 млрд долл. По итогам прошлого года в числе основных партнеров Китая лидировали страны АСЕАН, ЕС и США.

Ведущий научный сотрудник центра «Россия, Китай, мир» ИКСА РАН Елена Сафронова утверждает, что переговоры с Китаем по вопросам готовности к модераторству финансовых процессов, а также по достижению единой позиции стран БРИКС в вопросах финансового лидерства юаня будут сложными: «У БРИКС пока нет единой концепции отказа от доллара в торговле. Члены организации расходятся в оценке срочности такого шага. Многие продолжают хранить активы в американской валюте, и ее ослабление может быть им невыгодно». Активы Нового банка развития и пула резервных валют БРИКС номинируются в долларах, что говорит о том, что отказаться от доллара пока не просто. Некоторые страны БРИКС остерегаются выпадать из финансовой системы, управляемой США, поэтому процессы создания альтернативной бриксовской валюты не будут быстрыми.

Оптимальным представляется путь дальнейшего расширения расчетов в национальных валютах напрямую, минуя стадию конвертации в доллары. Елена Сафронова считает, что придет время и для создания наднациональных альтернативных валют, когда все страны БРИКС будут к этому концептуально и материально готовы.

При этом Китай, как и другие члены БРИКС, заявляет о желании иметь большую независимость своей финансовой политики от доллара. Эксперты сходятся во мнении, что единая валюта будет создана не скоро и, вероятнее всего, пойдет по пути формирования корзины валют с лидирующим весом юаня. Эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Денис Денисов, в свою очередь, утверждает, что Шанхайская организация сотрудничества и БРИКС имеют широкие перспективы развития. В любом случае, у многих стран сегодня есть запрос «на некую альтернативную модель развития», они не хотят находиться под контролем США или Европы.


* CELAC - крупнейшее объединение стран Латинской Америки и Карибского бассейна, охватывающее 33 государства (все страны Западного полушария, кроме США и Канады).

** МЕРКОСУР - общий рынок стран Южной Америки, экономическое и политическое соглашение между Аргентиной, Бразилией, Уругваем, Парагваем и Венесуэлой (членство приостановлено). Чили, Колумбия, Эквадор, Перу, Гайана и Суринам в настоящее время имеют статус ассоциированных членов МЕРКОСУР. Мексика и Новая Зеландия — официальные наблюдатели.

3.151696285719
Поделиться:
ЦМТ в соц.сетях:
© 2001 - 2023 • Центр международной торговли • 123610, Москва, Краснопресненская наб., д.12 • +7(495) 258-12-12servinfo@wtcmoscow.ruПолитика конфиденциальности Яндекс.Метрика