po-velikomu-shelkovomu-puti-marshrut-postroen
ШОС и БРИКС: По Великому Шелковому пути: маршрут построен
17 Ноября 2021

После снятия ограничений на полеты, сфера туризма и путешествий начинает постепенно восстанавливаться. На внутренних направлениях – в Сочи и Крыму – в праздничные дни и период каникул и отпусков уже трудно найти свободные номера в отелях. Вновь открытые для  российских путешественников Турция и Египет повышают цены из-за большого числа желающих поехать на отдых к морю. Новые (а скорее, забытые старые) туристические направления в условиях ограничения передвижений открывают «второе дыхание». Так, среди стран ближнего зарубежья у российских путешественников лидируют Киргизия и Армения. Более подробно об этом можно прочитать в материале «Страны ШОС: новые возможности для путешествий». Сегодня мы продолжим рассказывать об альтернативных вариантах для новых впечатлений – путешествиях в страны древней культуры и цивилизации – Узбекистан и Таджикистан.

Именно здесь проходил Великий шелковый путь, создавались лучшие образцы научного прогресса и архитектурных чудес. С 1994 года действует международная программа Всемирной туристской организации, которая предлагает всем странам новый продукт — путешествие по территории, где проходил Великий Шелковый путь.

Туры по Шелковому пути - незабываемое путешествие по древним караванным дорогам, начинавшимся в Китае и идущим в Европу через такие страны, как Кыргызстан, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан и Азербайджан.

В Казахстане караваны шли через города Сайрам, Яссы, Отрар, Тараз. В Таджикистане главными городами Шелкового пути являлись Пенджикент, Ура-Тюбе и Худжанд, где торговля и ремесленничество были развиты уже 20 столетий назад. Города-оазисы Самарканд, Бухара, Хива, Ташкент, Термез, Ургенч и Фергана были главными пунктами на пути караванов в Узбекистане. В Туркменистане находятся останки древнего города Мерв, некогда считавшегося воротами в Центральную Азию. В Азербайджане Шемаха, Дербент, Баку, Гянджа служили центрами, где складировались товары, привезенные с Востока и из Европы.

Узбекистан

Все более востребованным направлением для путешествий становится Узбекистан. Страна обладает огромным историческим, культурным и архитектурным наследием.

1уз.jpg

Помимо древних городов, удивительные пейзажи гор и пустынь Узбекистана притягивают активных путешественников. А знаменитые на весь мир гастрономические изыски - плов, самса, лагман, щербет, сочные дыни, виноград и персики — такие же достопримечательности Узбекистана, как музеи и дворцы.

2уз.jpg

В 2021 году общий спрос на Узбекистан среди пользователей других стран вырос на 46% по сравнению с доковидным 2019 годом. Самый популярный месяц для визита в страну — июнь, самый дешёвый месяц для путешествий — июль, а самое лучшее время – осень. Больше всего интересуются поездками в Узбекистан туристы из России. В среднем они проводят в путешествии 13 дней. Второе место в списке спроса занимает США, на третьем месте – Казахстан. Путешественники из этих стран приезжают сюда в среднем на неделю. Далее в топе стран находятся Южная Корея, Беларусь и Израиль.

Правительство Узбекистана уделяет большое внимание развитию сферы туризма. В 2021 году планируется привлечь 1,7 млн иностранных и 7,5 млн местных туристов, а также довести экспорт туристических услуг до 370 млн долларов.

Наряду с богатой историей, культурой, уникальными объектами культурного наследия, древней архитектурой, ремеслами и самобытными кулинарными традициями, Узбекистан является регионом, обладающим высоким потенциалом в сфере паломнического туризма.

3уз.jpg

Так, рейтинг Global Muslim Travel Index включил Республику в десятку самых привлекательных направлений среди стран – членов Организации исламского сотрудничества. В топ-10 также вошли такие мусульманские страны, как Саудовская Аравия, Турция, Малайзия, ОАЭ и Индонезия.

Поэтому для ускорения процессов восстановления всей отрасли в целом именно направление паломнического туризма начинает играть важную роль. В частности, на 2021 год поставлены задачи по привлечению в страну 700 тыс. паломников и обеспечению экспорта услуг на этом направлении на сумму 130 млн долл. Чтобы создать особые удобства для приезжающих в Узбекистан с целью паломнического туризма, введены новые требования к отелям, разработано мобильное приложение с картой мечетей страны.

4уз.jpg 

Скоро в Узбекистане появятся новые объекты внимания паломников. Так, в Бухаре планируется построить музей исламской истории. В Ташкенте уже возводится крупнейший в регионе Центр исламской цивилизации. К работе этого центра планируется привлечь известных в исламском мире ученых. Комплекс включает в себя мечеть, библиотеку, информационно-ресурсный центр, научные кафедры и конференц-залы, и, в перспективе, должен стать одним из ведущих исследовательских институтов в области изучения мусульманского наследия во всем мире.

Важный инструмент в формировании имиджа страны и привлечения потенциальных туристов –кинотуризм. Для развития кинотуризма было разработано специальное Положение о порядке возмещения части затрат иностранных кинокомпаний при создании аудиовизуальной продукции на территории Узбекистана. В стране также принимаются меры по развитию медицинского туризма и привлечению большего количества соответствующих туристов. Большое внимание в Узбекистане уделяется увеличению потока туристов за счет делового туризма (MICE tourism), в рамках которого организуются различные встречи, конференции и выставки, в том числе международные.

По состоянию на 10 мая 2021 года безвизовый режим в Узбекистане предоставлялся гражданам 90 государств. У граждан около 80 государств есть возможность оформить электронную визу в упрощенном порядке. Для иностранцев введено пять новых типов виз: «Соотечественник», «Студент», «Академическая», «Медицинская» и «Паломническая».

Правительство принимает комплексные меры по развитию туристической инфраструктуры. В частности, отменен порядок обязательной сертификации гостиничных услуг, предоставляемых хостелами, и введена практика работы с единым реестром гостевых домов и хостелов. Для увеличения числа малых гостиниц предпринимателям бесплатно предоставлено для реализации восемь типовых проектов малых гостиниц до 50 номеров. Эта мера была разработана на основе опыта Турции и Южной Кореи.

В результате принятых мер количество мест для размещения в период с 2016 по 2021 год возросло с 750 до 1308, а число гостевых домов увеличилось в 13 раз - до 1386.

1750 компаний, задействованных в сфере туризма, получили ряд льгот и преференций для смягчения последствий пандемии коронавируса: ставка налога на прибыль была снижена для них на 50%, они были освобождены от уплаты земельного налога и налога на имущество юридических лиц, а социальный налог был установлен по пониженной ставке в 1%.

Кроме того, государством выделяются средства на продвижение и стимулирование внутреннего туризма, обеспечение занятости в средствах размещения в низкий туристический сезон, а также финансирование запланированных форумов, конференций и различных мероприятий, в том числе международных.

До начала пандемии ежегодный рост среди туристов из стран дальнего зарубежья составлял 50%. Количество внутренних туристов в 2019 году увеличилось почти вдвое и составило 14,7 млн человек. Вследствие введенных ограничений туристическая отрасль понесла серьезные убытки: число иностранных туристов, посещающих Узбекистан, снизилось более чем в 4,5 раза, до 1,5 млн, а объем туристических услуг упал до 261 млн долларов в 2020 году.

Учитывая сложившуюся ситуацию, был разработан проект «Узбекистан. Безопасное путешествие гарантировано». Это основанная на мировых стандартах система обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности для туристов. На ее основе с учетом новых требований проводится сертификация туристических объектов, сопутствующей инфраструктуры и услуг, аэропортов, железнодорожных и автовокзалов, объектов материального культурного наследия.

В результате принимаемых мер газетой The Guardian Узбекистан был признан лучшим туристическим направлением в мире. Страна поднялась на 10 позиций, заняв 22 место в Глобальном индексе мусульманского туризма, составляемом Crescent Rating. Кроме того, Всемирная туристская организация поставила Узбекистан на четвертое место в списке самых быстрорастущих стран в туристическом секторе. Тем не менее, по мнению экспертов, туристическая отрасль Узбекистана нуждается в трансформации бизнес-моделей за счет инноваций и цифровизации. И, в первую очередь, необходимо развивать такие сегменты рынка, как агро- и этнотуризм.

Узбекистан располагает охраняемыми природными территориями, которые имеют не только региональное, но и мировое значение, и могут стать основой для развития экотуризма во всех его формах. Западный Тянь-Шань, Чимган, Байсунские горы, Нуратинский хребет, Кызылкумы, Айдаркуль - те места, где уже реализуются инициативы по развитию экотуризма.

5уз.jpg

Невозможно путешествовать по заповедным уголкам страны не соприкасаясь с культурой, традициями, бытом народа. Поэтому, неслучайно объединение этно- и экологического туризма, т.к. они составляют один продукт. Это дает возможность турфирмам разрабатывать новые туры по Узбекистану, делая акцент на комбинации «Человек-Природа».

6уз.jpg

По мнению экспертов, при условии создания условий и базы для развития этно- и экотуризма в стране, куда входят подготовка профессиональных кадров, обучающие программы, увеличение количества  ориентированных на этот вид туризма турфирм, это направление могло бы в ближайшее время стать альтернативным источником дохода для Узбекистана, который сам не один десяток лет является источником дохода для многих стран, ориентированных на туризм.

7уз.jpg

Продолжение следует…

3.151675187313
Поделиться:
ЦМТ в соц.сетях:
© 2001 - 2023 • Центр международной торговли • 123610, Москва, Краснопресненская наб., д.12 • +7(495) 258-12-12servinfo@wtcmoscow.ru Яндекс.Метрика