rossiya-indiya-iran-novoe-vremya-shelkovogo-puti
ШОС и БРИКС: Россия-Индия-Иран: новое время Шелкового пути
27 Июля 2022

14 июля 2022 года первый российский железнодорожный транзитный груз для Индии прибыл в Иран, что ознаменовало официальный запуск восточного участка железнодорожного транспортного коридора Север-Юг.

Межправительственное соглашение о создании мультимодального транспортного коридора «Север – Юг» было подписано Россией, Индией и Ираном в 2000 году. Затем к проекту примкнули еще 14 стран.  Общая протяженность этого торгового маршрута составляет 7200 километров, а транспортировка грузов осуществляется через многорежимную сеть автомобильных, морских и железных дорог. Подробнее в материале: «Транспортный коридор «Север - Юг» для развития стран ЕАЭС».

Российский транзитный поезд отправился из Москвы со станции «Чехов» 6 июля и, преодолев 3800 км через Казахстан и Туркменистан прибыл 14 июля на железнодорожную станцию Серахс в иранской провинции Хорасан-Резави. Далее по железнодорожному маршруту протяженностью 1600 километров груз в 39 контейнерах будет доставлен в порт Бендер-Аббас на юге Ирана, а затем отправлен в индийский порт Нава-Шева по морю.

image001.jpg

Такой маршрут призван снизить стоимость перевозок между Индией и Россией примерно на 30% и сократить транзитное время с 40 дней более чем в два раза.

Контейнерный поезд встречали первый вице-президент Ирана Мохаммад Мохбер вместе с министром транспорта и городского развития Ростамом Гасеми, министром нефти Джавадом Оджи, министром промышленности, шахт и торговли Сейедом Реза Фатеми Амином, министром сельского хозяйства Сейедом Джавад Садатинежадом, а также вице-президентом по науке и технологиям Сореной Саттари.

Как отметил, выступая на торжественной церемонии, управляющий директор компании «Хорасанские железные дороги» Мохаммад Мохбер, «коридор Россия - Индия является устойчивым, экономически выгодным, быстрым транзитным маршрутом Север - Юг, который может быть использован для транспортировки миллионов тонн грузов». Транзитный потенциал Ирана увеличился до 20 млн тонн, а в планах - достижение транзита 300 млн тонн товаров в год.

«Благодаря хорошим договоренностям и контрактам, заключенным с такими странами, как Россия, Казахстан и Туркмения, а также доступности этого маршрута для доставки российских товаров в такие страны, как Индия, поезд будет продолжать движение по этому маршруту», - заверил Ростам Гасеми.

Иран и Россия также сотрудничают в морском секторе. Судоходные линии Ирана The Islamic Republic of Iran Shipping Lines (IRISL) впервые осуществили многосторонний транзит грузов из России в Индию через транспортный коридор Север-Юг. 

В начале июля 2022 года партию из трех контейнеров с пиломатериалами и плоским прокатом из алюминия доставили по железной дороге из Санкт-Петербурга в порт Астрахани, откуда сухогруз компании «Хазар Си Шиппинг Лайнз» отправился по Каспийскому морю в Иранский порт Энзели. Далее на кораблях груз будет переправлен в индийский порт Нава-Шева. Как ожидается, первый пилотный транзит достигнет пункта назначения менее чем за 25 дней.

Ранее перевозки грузов в Юго-Восточную Азию через Каспийский регион были эпизодическими. Теперь создан пилотный механизм для транзита контейнеров из России в Индию с использованием одного единственного товаросопроводительного документа на весь маршрут. Это стало возможным в результате сотрудничества с судоходными компаниями Ирана, которые работают на каспийском и индийском направлениях.

Пока для перевозки грузов из России в Индию и обратно выделено 300 контейнеров. В Тегеране пообещали, что, если спрос возрастет, количество контейнеров будет постоянно увеличиваться.

С учетом достигнутых договоренностей ожидается, что большая часть грузов будет направляться транзитом из России и Белоруссии в Индию через порт Астрахани.

«Астраханский порт» - одно из крупнейших предприятий портового комплекса в области. Основным причалом является перевалочный грузовой район «Солянка». Общая площадь складов составляет 21 тыс кв. м. К перевалочному грузовому району подведена железнодорожная линия. В состав порта также входят пассажирские причалы. Более 53% акций порта «Солянка» принадлежат Ирану, остальные акции - России.

Говоря о преимуществах данного транзитного коридора, руководитель инвестиционного проекта ПАО «Астраханский порт» Дариуш Джамали отметил, что данный маршрут позволит снизить транспортные расходы (таможенные и портовые сборы),  сократить сроки хранения контейнеров и увеличить скорость доставки грузов.

Следует учесть, что железнодорожные и морские перевозки по транспортному коридору «Север-Юг» запущены в условиях действующих санкций.

Генеральное консульство США обратилось к администрации порта с требованием не допускать российские корабли в порт Мумбаи. Однако в Индии не последовали этому предписанию.  После официальных консультаций с МИД Индии было объявлено, что у страны есть суверенное право вести дела с глобальными партнерами в национальных интересах.

По мнению политологов, если Иран традиционно противостоит давлению Запада, обходя его санкции и игнорируя запреты, то Индия лишь с недавних пор демонстрирует твердость в намерении не поддаваться давлению со стороны США. Подтверждением тому может служить решение Нью-Дели закупать большие объемы российской нефти, а также вести торговлю с Россией в национальных валютах. Подробнее в материале «Россия-Индия: партнерство в условиях санкций».

Недавнее заявление Резервного банка Индии (RBI) позволило импортерам и экспортерам страны начать вести расчеты в индийской рупии. Федерация экспортных организаций Индии (FIEO) приветствовала новое положение, призванное помочь экспортно-импортной торговле (Exim) со странами, испытывающими дефицит валюты, в частности, для тех стран, которые хотят использовать индийскую рупию в качестве базовой валюты для диверсификации торговли в своих правилах расчетов.

«Этот шаг также снизит риск колебаний валютного курса, особенно с учетом паритета евро и рупии. Мы рассматриваем это как первый шаг к 100% конвертируемости индийской рупии», - подчеркнул Махеш Десаи, председатель Совета по содействию экспорту машиностроительной продукции Индии.

По мнению экспертов, принятое решение облегчит процесс торговли с Россией и соседними странами, а также будет способствовать  признанию индийской рупии в качестве международной валюты.

Сотрудничество со странами азиатского направления активно развивается и на самом высоком уровне. 19 июля в Тегеране в рамках встречи лидеров государств-гарантов астанинского процесса по урегулированию конфликта в Сирии состоялись переговоры президента России Владимира Путина  с президентами Ирана и Турции Эбрахимом Раиси и Реджепом Тайипом Эрдоганом. Подробнее в материале: «Тегеран-2022: общий взгляд на стратегическое партнерство».

Результаты визита Владимира Путина в Тегеран превзошли все существовавшие до этого ожидания, отметил Посол РФ в Тегеране Леван Джагарян в интервью телеканалу «Россия 24». Подтвержден обоюдный настрой на дальнейшее развитие сотрудничества в энергетике, торговле, экономике, а также расширение возможностей транспортного коридора «Север-Юг».  Таким образом, у Москвы и Тегерана появились долгосрочные планы в рамках стратегического партнерства.  Теперь странам предстоит реализовывать договоренности, достигнутые в ходе этого визита. Как, в свою очередь, подчеркнул президент Ирана, «у обеих сторон есть необходимая политическая воля развивать отношения и вывести их в практическую область». 

3.151670152123
Поделиться:
ЦМТ в соц.сетях:
© 2001 - 2022 • Центр международной торговли • 123610, Москва, Краснопресненская наб., д.12 • +7(495) 258-12-12servinfo@wtcmoscow.ru Яндекс.Метрика