rossiya-kitay-dialog-biznesa-i-vlasti
ШОС и БРИКС: Россия-Китай: диалог бизнеса и власти
22 Июня 2022

Сегодня взаимоотношения России и Китая определяют экономическую, деловую и даже политическую повестку не только двух стран, но и в целом евразийского континента. Именно эта тема стала одной из важнейших в повестке прошедшего XXV Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2022).

За день до начала работы ПМЭФ-2022 состоялся телефонный разговор президента России Владимира Путина с председателем КНР Си Цзиньпином, в котором  лидеры стран выразиди обоюдную заинтересованность и поддержали развитие торгово-экономических и бизнес-отношений, подтвердили ориентиры, к которым двигаются обе стороны. Также в ходе телефонного разговора были перечислены отрасли и основные направления развития взаимоотношений: энергетическая, финансовая, промышленная и транспортная сферы.

Лидеры стран подчеркнули  важность совместной работы в рамках ШОС и БРИКС, в частности, в контексте предстоящего 23–24 июня саммита БРИКС, организуемого под председательством Китая в этом объединении.

Помимо этого, Владимир Путин и Си Цзиньпин  обсудили перспективы торгово-экономического сотрудничества, объёмы которого по итогам 2022 года, как ожидается, достигнут рекордных показателей. Чтобы договоренности двух стран были выполнены в полном объеме, особенно актуальной становится роль деловых ассоциаций с российской и китайской сторон в качестве открытых платформ, которые способны обеспечить необходимый диалог между бизнес-сообществом и администрацией как на региональном, так и на федеральном уровнях.

Участники Бизнес диалога «Россия-Китай» на ПМЭФ-2022 обсудили, какие шаги должны предпринять  центральные органы власти, администрации регионов, предприятия и отраслевые ассоциации для реализации целей по достижению товарооборота в 200 млрд долларов к 2024 году, каким образом продвигать многоотраслевое сотрудничество между двум странами, а также  какие направления дальнейшего развития являются приоритетными.

Сегодня в деловых кругах появился новый термин – недружественные страны. Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин отметил: «Самое главное для нас в отношениях с  Китаем, это попытка заместить ушедших западных партнеров из недружественных стран  на партнеров из КНР и АТР в целом. Именно на этом направлении можно быстро восстановить издержки и потери».

Для увеличения товарооборота есть большие возможности, связанные с поставками российских углеводородов и продовольствия – традиционного экспорта в Китай. Но, прежде всего, речь идет о налаживании производственной кооперации. В частности, в таких отраслях, как автомобильная промышленность, машины и оборудование, в том числе электроника.

Многие российские компании, ориентируясь на восточное направление, недостаточно хорошо понимают условия ведения бизнеса с Китаем. Об этом можно прочитать подробнее в материале: «Выход на рынок Китая: возможности для МСП»

Помочь найти взаимопонимание с китайскими партнерами призваны такие площадки, как  РСПП, Китайский комитет содействия развитию медлународной торговле, российско-китайская Палата содействию инновационному импорту-экспорту машинотехнической продукции. О возможностях электронной торговли подробнее в материале: «Выход на рынок Китая: возможности интернет-торговли» 

По мнению Александра Шохина основной задачей для российских компаний является не просто импорт, а производственная кооперация, не только в производственной сфере, но и в исследовательской, опытно-конструкторской, совместные исследования и разработки и их последующая коммерциализация в России.

Однако крупные китайские партнеры осторожно идут на производственное сотрудничество из-за опасения вторичных санкций, что может привести к большим финансовым и репутационным потерям. Торговые отношения позволяют проще уйти от подобных угроз. Для крупных банков, корпораций в области электроники возникают следующие проблемы: будучи транснациональными, они работают на мировых глобальных рынках. Российский рынок может оказаться не самым крупным для этих компаний. И это обстоятельство, вместе с угрозой вторичных санкций, ограничивает развитие отношений.

Что касается российского экспорта в Китай, то, по мнению Александра Шохина, он должен стать «более сложно структурированным, с большей долей добавленной стоимости. Особенно, когда ограничения, связанные с нулевой толерантностью к COVID-19 уйдут в прошлое».

Сегодня РЖД и Китайские железные дороги генерируют более 50% мирового торгового оборота. По словам первого заместителя генерального директора ОАО «Российские железные дороги» Сергея Павлова, в 2021 году объем перевозок между странами составил 100 млн тонн. Увеличить транспортные перевозки и превзойти эту цифру  позволит создание транспортно-логистических цепочек.

Как отметил Сергей Павлов, обе компании научились работать слаженно, стабильно в любых условиях, находить эффективные решения в быстро меняющемся мире.  В качестве примера, во время пандемии на пограничных переходах стали использоваться безлюдные технологии.  Выдерживаются цены, сроки, что подтверждает надежность и стабильность работы компаний. Развитие сотрудничества планируется по нескольким направлениям: расширение международных транспортных коридоров, в первую очередь, Траннсиба и БАМа, развитие существующих и открытие новых пограничных переходов, а также транспортно-логистических центров, цифровизация  документооборота для сокращения сроков доставки.

Торговый представитель Российской Федерации в КНР Алексей Дахновский подчеркнул, что в  последние месяцы с российской стороны наблюдается рост спроса на китайскую промышленную продукцию, которая по технологическому уровню готова заместить западную по многим направлениям.

Надежным каналом поиска партера здесь выступают китайские отраслевые ассоциации, хорошо знающие продукцию входящих в них предприятий. Установление активных связей между китайскими и российскими отраслевыми ассоциациями может помочь  как экспортерам, так и импортерам.

По мнению Алексея Дахновского, необходимо усилить поддержку экспортно-импортно ориентированных МСП на фоне резко увеличившегося числа компаний, никогда ранее не работавших с Китаем, но желающих начать сотрудничество. Не все из них имеют опыт внешнеэкономической деятельности. Также одномоментный выход на рынок большого количества компаний вызывает резкие колебания цен, что негативно влияет на экспортные операции. Роль агрегаторов здесь могут сыграть отраслевые ассоциации.

Высокий уровень развития китайской промышленности создает условия для импортозамещения, то есть создания или модернизации предприятий в России с использованием китайских технологий. Развитию этого процесса поможет создание совместных технологических парков.

Решать поставленные задачи можно только во взаимодействии всех заинтересованных сторон, включая объединения предпринимателей, - подчеркнул Алексей Дахновский.

Директор правления демонстрационной зоны ШОС Циндао Чжан Синьчжу рассказал, что задачей площадки является «обеспечивать стыковку всех стран, находящихся вдоль «одного пояса, одного пути».

В 2021 году совместно с Москвой, Татарстаном и другими российскими регионами было проведено более 30 совместных мероприятий, были подписаны протоколы о сотрудничестве с 11 промышленными и технологическими парками, создан Российско-китайский энергетический фонд. 

Чжан Синьчжу призвал российские компании к расширению сотрудничества, отметив,  что китайская сторона нацелена на инновации, создание новых платформ развития внешней торговли, развитие трансграничного сотрудничества.

Российско-китайский деловой совет работает под эгидой ТПП  России  и плотно сотрудничает с Китайским Союзом промышленников и предпринимателей. В задачи Делового совета входит практическая реализация взаимодействия, поддержка как российских, так и китайских компаний, разъяснение дополнительных возможностей законодательства, установление контактов с представителями исполнительной власти. Исполнительный директор Российско-китайского делового совета Евгений Маркин рассказал о работе с регионами. По его словам, у предприятий в регионах России на фоне импортозамещения возникают вопросы переориентации на китайских производителей. Для этого Деловым советом осуществляются ознакомительные поездки в регионы РФ представителей крупного китайского бизнеса. И это не только Владивосток. Один из проектов, курируемых Минпромторгом,  участие китайских компаний в индустриальном технопарке в Чеченской республике. Также ведутся переговоры с китайскими деловыми кругами по поддержке сельского хозяйства и туризма в Камчатском крае. 

Вице-президент Торгово-промышленной палаты России Владимир Падалко, характеризуя россйско-китайские отношения, отметил, что сразу после введения ковидных ограничений возникли сложности с логистикой, задержкой поставок, изменением цен. Сейчас бизнес научился лавировать среди волн, преодолевая трудности. Между Россией и Китаем появились новые транспортные коридоры, открыты новые мосты, усовершенствованы автомобильные переходы, налажены скоростные железнодорожные перевозки, решены вопросы по взаиморасчетам. Все это стало возможным благодаря хорошо выстроенной ранее торговой инфраструктуре с Китаем. Шестая волна санкций уже не вызвала негативных реакций, но отношения двух стран еще должны будут «пережить девятый вал», когда Китай станет превращаться в основного трейдера России.  Сегодня есть 78 проектов на сумму 160 млрд долларов, которые реализует Россия и Китай. Будут появляться сотни новых проектов в различных областях. Страны ожидает ускоренная промышленная индустриальная кооперация, быстрое создание и реализация новых продуктов. Но именно Китай на сегодняшний день является основным стратегическим партнером России.

Чрезвычайный и Полномочный Посол Китайской Народной Республики в Российской Федерации Чжан Ханьхуэй подчеркнул, что «благодаря стратегическому руководству лидеров двух стран отношения Россий и Китая вступили в лучший период истории, отличающийся самым высоким уровнем доверия».

На фоне экономического спада, потрясений на глобальных рынках, Россия и Китай поддерживают друг друга, углубляя взаимовыгодное сотрудничество. На протяжении 12 лет Китай продолжает оставаться крупнейшим торговым партнером России.  В 2021 году товарооборот достиг исторического максимума.  За первые 5 месяцев 2022 года российско-китайский товарооборот составил  65,8 млрд долларов, показав рост на 28,9%.

Сотрудничество идет в таких областях как электроэнергетика, ядерная энергетика, авиастроение.

«Используя возможности Года научно-технического сотрудничества России  и Китая, мы занимаемся развитием технологий 5g, цифровой экономикой, биомедициной, низкоуглеродными зелеными проектами. Создаются механизмы сотрудничества в области электронной торговли, туризма. Все большее количество российских предприятий желают сотрудничать с китайскими компаниями.  Несмотря на трудности, отношения России и Китая как золото, которое не боится закалки», - подчеркнул Чжан Ханьхуэй.

Трансляция сессии


3.151656660704
Поделиться:
ЦМТ в соц.сетях:
© 2001 - 2022 • Центр международной торговли • 123610, Москва, Краснопресненская наб., д.12 • +7(495) 258-12-12servinfo@wtcmoscow.ru Яндекс.Метрика