trendy-obshchepita-v-belarusi
ШОС и БРИКС: Тренды общепита в Беларуси
17 Марта 2021

В сфере общественного питания в Беларуси за последние несколько лет произошли серьезные изменения. Перестраивая процессы работы в соответствии с запросами клиентов, для которых важными критериями при выборе заведения  становятся мобильное обслуживание, высокое качество блюд, атмосфера и оформление интерьера, отрасль переживает новые времена.  Пик популярности транснациональных сетей быстрого питания проходит. Белорусские рестораторы внедряют новые услуги и уникальные предложения.

Сфера общественного питания традиционно является одним из ключевых направлений сектора услуг. По итогам 2019 года денежный эквивалент совокупного товарооборота белорусского общепита составил 1,2 млрд долларов. Данный показатель на 9,3% превысил аналогичное значение 2018 года.

Ниже можно видеть количество работающих в Беларуси объектов общественного питания с разбивкой по основным форматам заведений на начало 2020 года:

image001.jpg

Источник: Национальный статистический комитет РБ

На начало 2021 года общепит Беларуси насчитывал уже почти 13,5 тысяч объектов, из которых более тысячи — рестораны, 31% которых находятся в Минске (за исключением столовых). В этом секторе работает около 85 тыс. человек или 2% рабочей силы. Выручка сектора составляет 1,4 млрд долларов (2,2% ВВП). Сумма ежегодно уплачиваемых объектами общепита налогов составляет 180—220 млн долларов (0,7—0,9% доходов бюджета Беларуси).

По открытию новых точек общепита лидирует столица Беларуси – Минск. Но, в отличие от ресторанов и кафе, здесь появляется все больше кофеен и баров на 20-40 посадочных мест. В центральных районах города при крупных торговых центрах возникают площадки с уличной едой в качестве альтернативы фуд-кортам. Первой такой площадкой, появившейся в 2018 году на территории бывшего завода телевизоров «Горизонт», стала «Песочница». В 2020 году здесь работали 16 кафе, предлагавших гастрономические сеты по единой цене - 8 белорусских рублей (около 230 российских). Рядом с кафе на площадке располагались фотозоны и арт-объекты, а на находящейся тут же сцене проводились концерты, фестивали, лекции, мастер-классы и кинопоказы. Такой формат получил одобрение горожан. Его дальнейшим развитием стало преобразование промышленной улицы Октябрьской в подобие улицы Арбат в Москве, где по выходным перекрывалось движение транспорта. Однако осенью 2020 года ситуация в Беларуси сильно изменилась: в связи с политической обстановкой в стране многие заведения-старожилы были вынуждены закрыться.

Внимание блюда национальной кухни (драники, колдуны) в Беларуси получили в 2014 году, когда страна впервые принимала чемпионат мира по хоккею с шайбой. Именно тогда в меню большинства кафе и ресторанов для привлечения посетителей-болельщиков появились блюда по старинным рецептам из местных ингредиентов. Что касается сетевых заведений этого сегмента, на рынке представлен бренд «Васильки» - рестораны народной кухни, работающие не только в столице, но и в Витебске, Гомеле, Могилеве, Мозыре. Интерьер стилизован под деревенскую хату, а в меню простые, недорогие, качественно приготовленные блюда. Характерной чертой заведений бренда также является быстрое обслуживание, что становится альтернативой заведениям быстрого питания.

Еще один набирающий популярность бренд – «Литвины», главная идея которых заключается в том, чтобы блюда были не только вкусными, но и интересными по подаче, не хуже, чем в странах Европы. Ведь традиционная белорусская кухня - это даже не картошка, а все, что связано с лесом: дичь, грибы, ягоды, речная рыба, а из мяса - свинина и, как ни удивительно, баранина.

Еще одно популярное направление - серия гастрономических фестивалей «Гастрофест», во время которых топовые заведения сегмента предлагают свои лучшие сеты по фиксированной цене.  Так, в конце ноября - начале декабря 2020 года 20 минских заведений представили гостям сеты стоимостью 27 белорусских рублей (около 800 российских). Например, сет одного из ресторанов белорусской кухни включал четыре блюда - сковородка со свиными ушами и картофелем по-деревенски; сковородки с драниками и колбасками, пате из печени с гренками. 

Бизнес в сфере общепита сильно пострадал из-за последствий коронакризиса. Большинству заведений удалось пережить первую волну пандемии, однако, со значительными потерями.

Общий средний чек снизился в три раза. Увеличение цен на продукты и выплата заработной платы работникам общепита также сильно повлияли на снижение доходов предпринимателей в ресторанном бизнесе. Помимо этого необходимо было покупать медицинские маски, перчатки, антисептики и другие средства защиты от коронавируса. Одновременно со снижением количества посетителей дополнительные затраты лишь усугубляли положение дел владельцев заведений.

Наиболее пострадавшими в сфере общепита оказались питейные заведения. Фастфуд и бюджетные заведения меньше пострадали от коронавируса, а некоторые даже смогли расширить бизнес.

Крупнейшей сетью быстрого питания в Беларуси сегодня является KFC. Сеть насчитывает 26 ресторанов в Минске и еще 14 точек в 11 городах Беларуси. В заведениях работает более 1500 сотрудников. В ближайшее время сеть продолжит расширяться. Так, 2 новых KFC появятся в Минске, первое «KFC Авто» откроется в Бобруйске. Откроются точки в Могилеве, Гомеле, Молодечно и Пинске. KFC поддерживает белорусских производителей - доля локальной продукции превышает 50%. 

Рестораны McDonald’s работают в Минске и Витебске. В столице первые заведения этой сети появились в 1996 году, сейчас их здесь 15, в Витебске компания работает с 2014 года.  К 2021 году рестораны МcDonald’s появятся во всех областных центрах Беларуси. Появление ресторанов создаст более 120 рабочих мест в каждом из них. Во всех заведениях сети будет современный экологичный интерьер, инновационные технологии и ресторанное обслуживание за столиками, детская площадка, круглосуточный «МсDrive». В ресторанах Бреста, Могилева, Гродно и Гомеля будут также работать электронные киоски для заказа.

Сеть ресторанов быстрого питания Burger King работает в Беларуси с 2015 года и сегодня представлена 32 точками в Минске и Минском районе, Витебске, Гомеле, Бресте, Могилеве, Гродно и Мозыре, в которых есть бесплатная доставка. В марте 2021 года белорусская сеть ресторанов Burger King заявила о том, что в фирменном бургере «Воппер» теперь отсутствуют искусственные красители, ароматизаторы и усилители вкуса, а также сообщила о ребрендинге.

Согласно данным опроса, проведенного Ассоциацией рестораторов Беларуси, 26% рестораторов отметили, что за апрель-май 2020 года их выручка сократилась более, чем на 90%. О сокращении выручки более, чем на 40% сообщило в целом 82% респондентов. 

Результаты опроса дают основания утверждать о сокращении сектора общественного питания в стране более чем в два раза ещё до конца второго квартала 2020 г. В Беларуси могут закрыться  более 60—75% существующих объектов общественного питания. Под угрозой исчезновения находятся 30—40 тыс. рабочих мест.

Однако, отсутствие жесткого карантина несколько смягчило последствия. Сегодня большинство рестораторов рассчитывают на увеличение выручки и постепенное восстановление отрасли. 29% планируют продолжать работать после оптимизации своих бизнесов. Среди тех, кто вынужден будет закрыть свой бизнес,  24% собираются уехать из страны, но ровно столько же не планируют уходить из сферы общепита и будут искать новые возможности в этом секторе.

Так в 2021 году в Минске планируется открытие ресторана «Дбаю» на 120 посадочных мест. Продукты ресторан будет закупать у местных фермеров. В меню учтут разные вкусовые предпочтения людей, и речь идет не только о «мясоедах», веганах и вегетарианцах: это будут блюда азиатской, итальянской и французской кухни, американские бургеры, а также отдельное меню для детей. Отличительной чертой станет то, что в «Дбаю» не будет использоваться одноразовая упаковка. 

Следует отметить, что в Беларуси с 2021 года вводится  запрет на пластик в ресторанах, под действие которого попадают тарелки, чашки, вилки, ложки, ножи, палочки для размешивания напитков, cтаканы, трубочки для напитков. Кроме этого, запрещается использовать пластиковую упаковку для продукции общественного питания и пищевых продуктов (контейнеры, лотки, коробки, ланч-боксы, банки, бутылки). Однако, запрет касается изделий и предметов, которые полностью изготовлены из полимерных материалов. Если одноразовая посуда и упаковка изготовлены из картона или других экологически безопасных материалов, то их по-прежнему можно использовать без всяких ограничений. Не коснется запрет и одноразовых крышек для стаканов.

По мнению экспертов переход на бумажную и экопосуду приведет к неизбежному повышению цен в самом демократичном сегменте общепита – продаже еды навынос в ларьках и на летних террасах.

Сегодня в Беларуси существует острая необходимость не только в увеличении количества заведений общественного питания, но и в развитии культуры питания в целом. Популяризация белорусских кулинарных традиций может стать одним из самых серьезных стимулов для открытия новых точек. Однако, для успешного развития сферы общественного питания в Беларуси пока нерешенными остаются вопросы, связанные с дефицитом квалифицированного персонала,  недостаточным уровнем обслуживания, а также ограниченным выбором продуктов на внутреннем рынке. 2021 год  обещает быть более суровым для владельцев малого и среднего ресторанного бизнеса, ведь финансовая «подушка безопасности у многих отсутствует. Поможет рестораторам гибкость и автоматизация процессов работы заведений общепита, которая позволит охватить все сферы деятельности.  Также, по мнению экспертов, положительные результаты может принести сотрудничество с туристическими фирмами, а именно предоставление услуг в области организации питания на базах отдыха, в кемпингах и локациях с туристическими объектами.


3.151638364605
Поделиться:
ЦМТ в соц.сетях:
© 2001 - 2021 • Центр международной торговли • 123610, Москва, Краснопресненская наб., д.12 • +7(495) 258-12-12servinfo@wtcmoscow.ru Яндекс.Метрика