trendy-obshchepita-v-uzbekistane
ШОС и БРИКС: Тренды общепита в Узбекистане
10 Марта 2021

Гастрономический туризм является самым динамично развивающимся сегментом, рост которого составляет ежегодно от 7 до 12%, а доходность - 4 млрд долларов США в день.  Эксперты утверждают, что проекты гастрономического туризма можно отнести к одному из драйверов развития экономики в сельских регионах. 

Туристический потенциал Узбекистана обладает огромными возможностями благодаря культурно-историческому наследию и природному многообразию страны. Традиционная узбекская кухня, признанная на международном уровне, является неотъемлемой частью туристического потенциала страны. В 2016 году Межправительственный комитет ООН включил культуру и традиции, связанные с пловом, в Репрезентативный список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Более того, по итогам голосования National Geographic Traveler в номинации «Гастрономический туризм» Узбекистан уверенно занял 1-е место.

Рост числа заведений общественного питания, представляющих культуру народа, за последние десять лет сделали узбекскую кухню знаменитой во всем мире. Однако из-за высокой конкуренции этот сектор стал инвестиционно затратным.

Качественный общепит в Узбекистане только зарождается. На сегодняшний день, несмотря на рост количества заведений, на рынке практически нет интересных и концептуальных проектов. Одной из основных проблем является нехватка высокопрофессиональных кадров, что, безусловно, сказывается на качестве приготовления и подачи предлагаемых блюд и напитков. Отправка шеф-поваров, кондитеров и барменов на стажировку и обучение за рубеж — крайне редкая практика в республике. Рестораторы Узбекистана привлекают посетителей дорогостоящим ресторанным оборудованием, мебелью, дизайном, вкупе с соблюдением всех требований, отвечающих международным стандартам пищевой безопасности. 

Особенностью национальных заведений общепита Узбекистана является разнообразное меню. Мономеню не пользуется большой популярностью. В качестве примера можно назвать отсутствие классических европейских кофеен, где в меню присутствуют только десерты и кофе. В большинстве «кофеен» в Узбекистане посетителю обязательно предложат салаты, первое и второе.

Сильное различие наблюдается между областным и столичным рынком. Рынок общепита в области более традиционный. При этом, в областях значительно больше туристов, предпочитающих более экономичное меню. Поэтому, на практике, средний чек во многих областях гораздо ниже, а качество еды выше.

По всей стране за последние годы появились несколько тысяч ресторанов «Миллий таомлар» («Национальная кухня») с доступными ценами и гибким сервисом.  Сеть уже успела завоевать доверие посетителей. В меню «Миллий Таомлар» входят такие блюда, как традиционный плов, нарын - блюдо, готовящееся из теста и конины, халим - каша из зерен пшеницы с мясом, джиз - особым образом обжаренная баранина, манты с катыком и блюда, приготовленные в тандыре. Рестораны сети также работают навынос. Особенность «Миллий Таомлар» - это открытая кухня, позволяющая посетителям наблюдать за процессом приготовления и быть уверенными в соблюдении необходимых санитарных норм.

В 2018 году в Ташкенте открылся первый международный сетевой ресторан KFC, что усилило конкуренцию на рынке фастфуда Узбекистана, где к этому времени уже присутствовали сети Loook и EVOS. В 2019 году на рынок пришел транснациональный бренд Chicken Hut и российская сеть ресторанов быстрого питания Black Star Burger. В том же году в Ташкенте открылся первый ресторан американской сети Wendy’s. Его особенность — отсутствие готовых бургеров, которые собирают по личным предпочтениям посетителей.

Однако сегодня в республике существуют достаточно высокие риски в работе рестораторов. К ним можно отнести сложности кредитно-банковской политики, нестабильные условия по договорам аренды помещений, вмешательство государственных органов в деятельность предприятий общепита, сложности с выдачей лицензий на реализацию спиртного, ограничения режима работы кафе и ресторанов. Данные факторы, препятствует полноценному развитию сектора и становятся препятствием для привлечения в эту сферу иностранных инвестиций.

Проблем ресторанному бизнесу добавила и пандемия. В марте 2020 года была остановлена работа всех 13 858 заведений в стране. Больше всего закрытий пришлось на Ташкент – это 2644, на втором месте Самаркандская область – 2081 и на третьем — Бухарская (1187). Продолжили работу только компании, занимающиеся доставкой готовой еды, а также кафе и рестораны, предоставляющие такую услугу.

Потребительское поведение поменялось, люди стали экономить. Чтобы приспособиться к новым реалиям рестораторы стали разрабатывать новое доступное меню, пересматривать цены на доставку. Рынок практически полностью ушел в онлайн, оцифровав все бизнес-процессы.

По мнению экспертов, узбекский рынок общепита ждет продолжительный период восстановления. Люди будут опасаться заражения, соответственно, поток гостей будет восстанавливаться медленными темпами.  Потребитель станет гораздо аккуратнее относиться к расходам, экономить средства.

Актуальными сегодня становятся заведения с простой едой по доступным ценам. Общепит переходит на более низкий ценовой сегмент питания, предприниматели вынуждены оптимизировать свой бизнес, делая его более бюджетным. При этом остаются посетители, предпочитающие дорогие заведения премиум-класса, но их количество значительно сократилось. 

Однако перспективы у отрасли есть. В Ташкенте в 2021 году открывается ресторан современной паназиатской кухни TOKU. Это новый проект международного ресторанного холдинга Bulldozer Group, который имеет более 80 гастрономических заведений в России, Казахстане, США, ОАЭ, Гонконге и других странах.  TOKU – это премиум ресторан, где впервые в Узбекистане гостям будет предложено театрально-танцевальное иммерсивное шоу. Основное гастрономическое направление – паназиатская кухня с акцентом на raw-bar и гриль. Также в меню представлено большое количество аутентичных восточных блюд.

Спрос на квалифицированную рабочую силу за пределами Узбекистана в отрасли отельного и ресторанного дела помогает привлечь зарубежные инвестиции и формирует положительный имидж страны и ее национальной кухни за ее пределами.

С целью поддержки отрасли в целом бизнес и власть ведут активный диалог. Так, при Торгово-промышленной палате России был создан Комитет по развитию ресторанного и гостиничного бизнеса.  Именно при содействии ТПП России был инициирован ряд антикризисных мер поддержки.  Одними из важнейших направлений деятельности являются вовлечение и адаптация молодежи на рынке труда, организация производственной практики для студентов и учащихся профтехучилищ в секторе общепита, где формируется национальная культура питания.

3.151618594270
Поделиться:
ЦМТ в соц.сетях:
© 2001 - 2021 • Центр международной торговли • 123610, Москва, Краснопресненская наб., д.12 • +7(495) 258-12-12servinfo@wtcmoscow.ru Яндекс.Метрика