tsifrovoy-povorot-na-kitay
ШОС и БРИКС: Цифровой поворот на Китай
24 Августа 2022

За семь месяцев 2022 года товарооборот между Россией и Китаем вырос на 29% и составил 97,7 млрд долларов. Как сообщает Главное таможенное управление КНР, экспортировано в Россию товаров на 36,26 млрд долларов, что на 5,2% больше, чем за аналогичный период 2021 года. Импорт из России в Китай увеличился на 48,8% — до 61,44 млрд долларов. При этом товарооборот только за июнь оценивается в 16,79 млрд долларов: 10,02 млрд приходится на экспорт из России, 6,77 млрд на китайский импорт.

Согласно статистическим данным объемы импорта из Китая с марта 2022 года снижались по сравнению с 2021 годом из-за западных санкций против Москвы. Однако с июня 2022 года начался стремительный рост. На официальном уровне Китай не ввел никаких ограничений на ввоз российских товаров и на осуществление финансовых операций, что сильно ослабляет действие антироссийских санкций США и Европы. Подробнее в материале: «Экономика Китая 2022 с российским акцентом» 

Важно отметить, что объемы российского экспорта выше китайского и обеспечивается не только поставками нефтепродуктов. Так, Китай активно закупает в России продовольственные товары и косметические средства.

Китайские поставки в Россию растут за счет производственного оборудования, электротехники, электроники, а также автомобилей, вместо приостановивших свою деятельность в РФ европейских производителей. В июле 2022 года продажи китайских автомобилей в России выросли на 43%, а поставки китайской продукции общего машиностроения — на 20%.

Увеличивается и доля расчетов в национальных валютах. Россия вышла на третье место в мире по использованию юаня во внешней торговле.

Санкционная волна в очередной раз подчеркнула важность развития китайского направления бизнеса для российских предпринимателей практически из всех отраслей экономики. На сегодняшний день уже созданы условия, которые значительно упрощают ведение торговли в Китае, и особенно, в сфере B2C.

Благодаря выстроенной крупными технологическими корпорациями системе, зарубежные бренды могут продавать свои товары китайским потребителям без физического присутствия компании в Китае.

Главным компонентом этой системы является электронная торговля. По данным аналитического отчета экспертов компании Asia Pacific объём торговли через Интернет в Китае почти в 3 раза больше, чем в США и в 15 раз больше, чем в Германии. Такой масштаб обуславливается не только большим населением страны, но и тем, что для граждан Китая онлайн-шопинг все чаще и чаще заменяет поход по обычным магазинам.

Несмотря на то, что Китай считается одной из крупнейших экономик мира, начиная с 2011 года в стране ежегодно снижаются показатели темпов роста ВВП. В 2022 году, согласно прогнозам, рост ВВП страны составит около 5%. 

Темпы роста ВВП Китая, 2012-2021гг., %

шос1.jpg

На сегодняшний день в качестве основного драйвера роста экономики рассматривается развитие внутреннего потребления товаров и услуг. В связи с этим в Китае принимаются различные меры по стимулированию роста потребительских рынков, в том числе и за счёт приобретения китайцами импортных товаров. И главным инструментом развития потребления и всей экономической деятельности в Китае является Интернет.

В 2021 году в стране насчитывалось более 1 млрд интернет-пользователей. Внутри самого Китая доступ к Интернету имеет 7 из 10 человек. Это означает, что фактически каждый пятый пользователь глобальной сети в мире является гражданином КНР.

Доля пользователей Интернета от общего числа населения Китая 2012-2022гг., %

шос2.jpg

Важной отличительной особенностью использования Интернета в Китае является то, что, начиная с 2014 года, основными устройствами для выхода в Сеть являются не компьютеры, а смартфоны. В связи с этим любые интернет-сервисы или контент в Китае разрабатываются конкретно под требования мобильного Интернета.

Какими устройствами пользуются китайцы для выхода в Интернет?

шос3.jpg

Интернет в Китае стал пространством для самых разнообразных услуг. Покупки в Интернете  выходят на первое место: онлайн-шопингом занимаются более 80% пользователей или более 800 млн человек.

Какими интернет-сервисами пользуются жители Китая?

шос4.jpg

До 2018 года годовой рост китайского  рынка e-commerce находился стабильно выше отметки в 30%.  В последние несколько наблюдается умеренное развитие.

Новым импульсом для развития электронной коммерции в Китае стала пандемия COVID-19. В условиях локдаунов и ограничений на передвижения онлайн-маркетплейсы оказались наиболее приемлемым или даже единственными способом совершения покупок в том числе и товаров первой необходимости. Позитивный опыт стал поводом чаще пользоваться услугами торговых онлайн-площадок и после снятия ограничений.

Число пользователей торговых онлайн-площадок КНР, 2017-2021 гг., млн чел.

шос5.jpg

Основными достоинствами онлайн-шопинга, по мнению пользователей, являются более широкий ассортимент товаров, возможность совершать покупки и получать заказанные товары, не выходя из дома, а также более низкие цены.

Почему китайцы предпочитают совершать покупки онлайн?

шос6.jpg

О росте доверия жителей Китая к Интернет шопингу свидетельствуют высокие показатели роста онлайн-продаж в таких товарных категориях, как продукты питания и напитки. Надёжность покупки через Интернет именно этих товаров ранее вызывала у потребителей наибольшие сомнения.

Самый большой рост продаж в онлайн-пространстве происходит на рынках продуктов, которые раньше боялись покупать через Интернет

шос7.jpg

Среди основных площадок электронной коммерции в Китае можно назвать корпорацию Alibaba, которая владеет С2C маркетплейсом Taobao, B2C площадкой Tmall и платформой для продажи импортных товаров Kaola. Tmall и Taobao вместе составляют единую торговую экосистему, что делает их крупнейшей онлайн-площадкой Китая.

Доли крупнейших платформ на рынке e-commerce Китая, 2021г.,%

шос8.jpg

Конкурентом платформ Alibaba считается JD.com, который также является классическим маркетплейсом со схожим принципом работы, но собственной системой складов и доставки заказов.

Помимо традиционных маркетплейсов (Tmall, JD, Pinduoduo, Suning), своё влияние набирают торговые площадки нового типа – платформы социальной электронной коммерции (social e-commerce). Ими обычно являются мобильные приложения, изначально служащие для развлечения (сервисы коротких видео Douyin и Kuaishou) и общения (мессенджер WeChat). Имея многомиллионные базы пользователей, они начали внедрять у себя торговую инфраструктуру. Однако основными инструментами продаж в них являются социальное взаимодействие пользователей с продавцами, а также между самими пользователями: прямые трансляции, контент от инфлюенсеров (KOL), пользовательский контент с отзывами о товарах (KOC).

Постепенно границы между традиционными маркетплейсами и площадками социальной коммерции будут стираться, так как Tmall, JD и Pinduoduo активно внедряют элементы social e-commerce на своих платформах.

В условиях нестабильности экономической ситуации, значительным увеличением цен на международные перевозки и экономическими санкциями, всё большую актуальность получает электронная торговля с Китаем по схеме cross-border (трансграничная торговля). Данная схема предполагает доставку всей партии товара не на территорию Китая, а на склад китайского маркетплейса в третьей стране или на склад в зонах свободной торговли КНР. Таможенная очистка каждой единицы продукта происходит непосредственно после того, как конечный потребитель сделает заказ.

В этом случае экспортеру не требуется тратить ресурсы на регистрацию юридического лица в Китае, китайского банковского счёта и создание физической торговой инфраструктуры с офисом и складом. Среди недостатков – более высокая стоимость доставки товаров клиенту и определенные сложности при возврате. Из-за того, что стоимость доставки конечному потребителю при работе с cross-border выше, чем при обычной схеме экспорта, основными видами продающихся таким образом товаров становятся высокодоходные и нетяжелые по весу косметические средства, продукты питания и одежда.

Схемы осуществления трансграничной торговли

шос9.jpg

Развитие cross-border и e-commerce поддерживается в стране на государственном уровне путем создания  специальных пилотных зон. Благодаря этой поддержке объём розничной трансграничной электронной торговли в Китае за последние 6 лет вырос более чем в 1,5 раза.

Специальные разделы, в которых товары продаются исключительно по схеме cross-border, имеют в своих приложениях все крупные игроки в индустрии китайской электронной торговли. Лидерами по продажам в этом направлении также являются маркетплейсы Alibaba (Tmall и Kaola), а также JD.com. В будущем значительными игроками в сфере crossborder могут стать китайские аналоги TikTok – Douyin и Kuaishou – которые начали развивать инфраструктуру трансграничной торговли в 2021 году.

Доли крупнейших платформ на рынке cross-border e-commerce Китая, 2021 г.,%

шос10.jpg

Трансграничная электронная торговля особенно актуальна для российских предприятий малого и среднего бизнеса, которые только выходят на китайский рынок и не могут спрогнозировать спрос на свой товар в Китае. Подробнее в материале: «Выход на рынок Китая: возможности интернет-торговли» 

Основные cross-border платформы Китая и расходы на регистрацию и ведение продаж на них

шос11.jpg

шос11-2.jpg

Выводя свой бренд на китайский рынок, предприниматели должны знать, что более перспективными сегментами потребителей для новых товаров на китайском рынке являются жители из провинциальных городов Китая. В них происходит наиболее стремительный рост благосостояния граждан, и, кроме того, у жителей этих относительно небольших населённых пунктов в меньшей степени сформированы устойчивые потребительские привычки.

Основной объём покупок в Интернете в Китае совершают женщины. Это связано с тем, что в китайских семьях задача по покупке продуктов для всей семьи обычно возложена на жену, а также объясняется более активным потребительским поведением женщин. Однако мужчины имеют более высокий средний чек.

Соотношение китайских интернет-пользователей по полу, 2021г., %

шос12.jpg

Как часто мужчины и женщины приобретают товары онлайн?

шос13.jpg

Главной движущей силой китайской электронной коммерции является поколение Z, возрастом от 12-25 лет. Средний чек у этой группы значительно меньше, но именно представители этой группы склонны в наибольшей степени совершать импульсивные покупки.

Важной потребительской группой также являются старшее поколение китайцев. В период пандемии число интернет-пользователей тем, кому за 60, увеличилось в два раза. Это означает существенное расширение рынка товаров и услуг для той группы, на которую раньше производители обращали значительно меньше внимания.

Соотношение китайских интернет-пользователей по возрасту, 2021 г., %

шос14.jpg

Число китайских интернет-пользователей старше 60 лет и темпы роста, 2016-2021

шос15.jpg

При продвижении новых товаров на китайском рынке, важно не забывать о рекламном продвижении бренда и о том, что известность торговой марки варьируется в зависимости от продуктовой категории.

О том, какое место занимает Россия в электронной торговле Китая  - в нашем следующем материале

3.151664204227
Поделиться:
ЦМТ в соц.сетях:
© 2001 - 2022 • Центр международной торговли • 123610, Москва, Краснопресненская наб., д.12 • +7(495) 258-12-12servinfo@wtcmoscow.ru Яндекс.Метрика