ustoychivoe-razvitie-uzbekistana-zadachi-i-realizatsiya
ШОС и БРИКС: Устойчивое развитие Узбекистана: задачи и реализация
20 Октября 2021

Проведенные исследования показали: почти 100 стран мира  из 165 находятся еще только в процессе активного внедрения политики и мер, направленных на продвижение устойчивого потребления и производства.  В сентябре 2015 года в рамках реализации Целей устойчивого развития Узбекистан поставил задачи обеспечить поступательный экономический рост в стране, внедрить «зеленую экономику», способствовать улучшению качества жизни населения и повышению уровня благосостояния. 

Принятие Национальных целей и задач устойчивого развития Узбекистана на период до 2030 г. повлекло за собой разработку национальных стандартов устойчивого развития.

Сегодня стратегические цели и задачи, стоящие перед Узбекистаном, включают в себя дальнейшее сокращение уровня бедности, повышение качества и равного доступа к социальным услугам, в частности в сфере здравоохранения и образования с акцентом на уязвимые слои населения, повышение прозрачности и качества госуслуг, снижение коррупции, обеспечение устойчивой занятости, в том числе, среди молодежи и женщин, достижение более рационального использования водных, энергетических и земельных ресурсов для более устойчивого развития и адаптации к изменению климата.

Для оценки достижений ЦУР был создан специальный Индекс прогресса по Целям устойчивого развития (Sustainable Development Goals Index). В 2021 году в Глобальном рейтинге по достижению целей устойчивого развития Узбекистан занял 77 место из 165 стран. 

image001.png

Полная или почти полная реализация задач достигнута  по следующим ЦУР: 100% уровень грамотности в возрасте 15-24 лет обоих полов; 100% базовый уровень санитарных услуг для населения.

Прогресс Узбекистана отмечен в достижении шести из 17 целей, определяющих устойчивое развитие страны в экономической, социальной и экологической сферах. Наибольший успех отмечен в достижении цели «повсеместной ликвидации нищеты во всех ее формах».

За год Узбекистан достиг прогресса по таким направлениям, как «здоровье и благополучие», «гендерное равенство», «доступная и чистая энергия», «промышленность, инновации и инфраструктура», «климатическое движение». «мир, справедливость и сильные институты».

image002.png

Следует отметить успехи Узбекистана в обеспечении гендерного равенства: повышении экономической самостоятельности женщин, создании условий для реализации их потенциала в социально-экономической сфере, что было закреплено законодательно. Представленность женщин на руководящих должностях высшего звена в структуре министерств, государственных комитетов и агентств на сегодняшний день составляет 10%, среднего звена – 24%.

Занятость женщин определяется как одно из приоритетных направлений социально-экономического развития. В стране, по инициативе женских комитетов, около 16 000 женщин были трудоустроены в результате создания 2300 небольших мастерских. Несмотря на положительные достижения, пока еще сохраняются большие гендерные разрывы в оплате труда, серьезной проблемой остается насилие в отношении женщин, не достигнута рекомендуемая ООН квота в 30% на представительство женщин в Парламенте. Перспективы образования женщин в Узбекистане ограничены структурными барьерами, которые приводят к меньшему количеству средних лет обучения, сокращению доступа к среднему профессиональному и высшему образованию, особенно для сельских женщин, преобладанию женщин на неофициальных и низкооплачиваемых рабочих местах.

Большое количество мер реализуется в стране в социальной сфере. Поставлена задача к 2030 году снизить в два раза смертность среди новорожденных и детей в возрасте до пяти лет, а также уровень заболеваемости населения туберкулёзом и ВИЧ, обеспечить борьбу с заболеваниями, передаваемыми через воду, сократить преждевременную смертность на 30% среди населения от сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний, сахарного диабета и хронических респираторных заболеваний.

Для реализации этих задач осуществляется увеличение финансирования сферы здравоохранения, проводится работа по повышению качества подготовки кадров и предоставления медицинских услуг. Поставленная цель – увеличить к 2030 году на 30% число медицинских работников на душу населения.

В сфере образования Узбекистана за последние 3 года наблюдается тенденция повышения охвата детей системой дошкольного образования, осуществляется ряд мер по обеспечению всеобщего доступа к непрерывному образованию.

Согласно Постановлению Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему стимулированию и развитию системы дошкольного образования», субъекты частного предпринимательства — физическое или юридическое лицо, которое хочет оказывать услуги дошкольного образования, могут бесплатно получить земельный участок на 30 лет, а также налоговые, таможенные и другие льготы.

Сегодня высшее образование получают 20% выпускников школ. Целевой показатель - достижение 50% к 2030 году, для этого планируется  увеличить количество кредитов и грантов, в том числе международных, для обучения в вузах страны.

Численность студентов высших образовательных учреждений на 10000 человек

image003.png

Источник: Государственный комитет по статистике Республики Узбекистан

Одна из поставленных задач - в несколько раз увеличить число квалифицированных преподавателей, в том числе посредством международного сотрудничества в подготовке, переподготовке и повышении квалификации преподавателей и учителей.

Одним из главных приоритетов социальной политики Узбекистана является  сокращение бедности и снижение безработицы с 12-15% в настоящее время до 7%.

Важным приоритетом развития страны выступает ускорение перехода к конкурентной рыночной экономике, особенно это касается тех секторов, где преобладают государственные предприятия.

В 2016-2020 гг. в Узбекистане были достигнуты существенные успехи по либерализации экономики и рыночному переходу, проведены реформы, нацеленные на экономический рост, улучшение делового климата, в банковском, финансовом и энергетическом секторе, в области землепользования и сельском хозяйстве, создание дополнительных рабочих мест, в частности, для молодежи.

Реформы коснулись и работы ЦБ Узбекистана: был принят ряд мер по устранению неравных условий ведения бизнеса и развитию конкуренции, включая введение свободной конвертации, совершенствованию порядка предоставления льгот.

По линии внешнеэкономического сотрудничества с другими странами было принято Постановление Президента Республики Узбекистан, предусматривающее радикальное сокращение таможенных платежей с 1 января 2019 г., были устранены многие административные барьеры при проведении экспортных операций.

Важная конкурентоспособная сфера экономики страны – туризм.  В туризме осуществляются крупные реформы, направленные на совершенствование законодательной базы. Введен безвизовый режим для граждан 86 государств и упрощенный визовый режим для граждан 57 государств.

Для реализации ЦУР по устойчивому развитию городов важной задачей становится решение проблем с экологией, повышение эффективности использования природных ресурсов, в особенности, управление водными запасами и ирригация. В Узбекистане разработана концепция интенсивного развития сельского хозяйства с применением передовых агротехнологий: капельного  орошения, гидропоники.

В стране принята Стратегия по переходу на «зеленую» экономику на период 2019 - 2030 годов, основанная на следующих принципах: соответствие Национальным целям и задачам в области устойчивого развития, рациональное использование ресурсов, устойчивое потребление и производство, включение экологических и социальных критериев в систему экономического учета, приоритетность применения «зеленых» инструментов для достижения целей социально-экономического развития, создание «зеленых» рабочих мест,  обеспечение инвестиционной привлекательности мероприятий по эффективному использованию ресурсов.

Глобальные экологические проблемы и угрозы вызвали необходимость разработки Концепции охраны окружающей среды Республики Узбекистан на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента от 30.10.2019 г.

В целях реализации Концепции была утверждена «Дорожная карта», в рамках которой предусмотрен переход к 2030 году на соответствие экологическому классу «Евро-5» и выше производимых в стране автотранспортных средств и моторного топлива. Это позволит обеспечить экологическую безопасность эксплуатируемых автотранспортных средств.

Большую роль в снижении отрицательного воздействия на окружающую среду играет перевод автомобильного транспорта на альтернативные виды топлива. Так, в настоящее время в Узбекистане более 40% автобусов и грузовых автомобилей переведено на сжатый и сжиженный газ.

В Узбекистане функционирует единая система экологического мониторинга, позволяющая осуществлять комплексную оценку состояния окружающей природной среды и использования природных ресурсов. Также в последние годы в стране поддерживается тенденция на увеличение количества деревьев, высаживаемых в городских районах и создание зеленых поясов вокруг крупных городов.

Еще одним важным аспектом является цифровизация, одна из задач которой - повышение качества и эффективности услуг государственного сектора. Принятая в октябре 2020 года Стратегия «Цифровой Узбекистан-2030» в качестве основных приоритетов предусматривает дальнейшее совершенствование системы электронного правительства, развитие рынка программных продуктов и информационных технологий, что позволяет усилить прозрачность в борьбе с коррупцией, расширить демократию, обеспечить доступ к информации и участию в процессах рыночной экономики.

В основу всех широкомасштабных реформ в Узбекистане заложен важнейший приоритетный принцип «Интересы человека превыше всего», который созвучен с главным принципом ЦУР «Не оставить никого позади». Главной целью всех проводимых реформ является последовательное повышение уровня благосостояния и качества жизни населения Узбекистана на основе обеспечения устойчивого развития. Данная цель задекларирована в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах и полностью отвечает Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года.


3.151638359039
Поделиться:
ЦМТ в соц.сетях:
© 2001 - 2021 • Центр международной торговли • 123610, Москва, Краснопресненская наб., д.12 • +7(495) 258-12-12servinfo@wtcmoscow.ru Яндекс.Метрика