zelenaya-povestka-stran-shos-i-briks
ШОС и БРИКС: «Зеленая повестка» стран ШОС и БРИКС
13 Июля 2021

Вопросы защиты окружающей среды и борьбы с изменением климата сегодня выходят на первый план в международной повестке. Это связано с такими факторами как увеличение числа экологических проблем, возрастание рисков необратимых последствий, а также усиление негативного воздействия природных изменений на качество жизни населения. Экология в полной мере становится  проблемой национальной и международной безопасности.

Однако, с одной стороны, природоохранная и климатическая повестка может объединить самые разные — по ценностям, моделям политического и экономического развития, развитости экономики, страны и наладить между ними диалог.

С другой стороны, данная проблематика все чаще становится инструментом соперничества. Те подходы в части борьбы с изменением климата, которые сегодня продвигаются западными странами, в значительной степени носят дискриминационный характер.

Так, большинство крупнейших экспортёров России могут столкнуться с серьёзными проблемами уже в 2022 году, если страны ЕС введут трансграничный налог, который распространится не только на прямые, но и на косвенные выбросы парниковых газов – так называемое, трансграничное углеродное регулирование. Следует отметить, что на страны ЕС приходится 42% всего российского экспорта. Углеродный сбор на импорт в ЕС станет новым существенным вызовом для России в таких отраслях, как нефтехимия, металлургия, производство удобрений.

В ходе пленарного заседания экономического форума ШОС на тему «Наращивание сотрудничества в области цифровой экономики, электронной торговли и инноваций», которое состоялось 23 июня 2021 года в Душанбе, Министр экономического развития РФ Максим Решетников, в частности, отметил: «Уже сегодня видим, как отдельные элементы «Европейского зеленого курса» трансформируются в торговые барьеры. «Зеленый» курс ЕС может привести к существенному ограничению торговли не только промышленными, но и сельскохозяйственными товарами. Это может коснуться экспорта всех государств-членов ШОС. Поэтому здесь крайне важна координация наши торговых политик и использование, в первую очередь, наднациональных институтов и инструментов регулирования». По мнению Максима Решетникова проявления «зеленого» протекционизма со стороны ряда государств требуют координации торговой политики стран Шанхайской организации сотрудничества.

Климатическая повестка становится драйвером технологических преобразований. Она будет оказывать влияние на международную торговлю, различные секторы производства, сферу финансов. А снижение углеродного следа продукции становится одним из конкурентных преимуществ. Как подчеркнул Максим Решетников, «для России это и вызов, и возможность – развивать «зеленую» промышленность и энергетику, электротранспорт. Реализовывать проекты по снижению выбросов, включая проекты по поглощению парниковых газов. В первую очередь — по лесовосстановлению. А также трансформировать нефтегазовый сектор».

Отдельные российские компании уже включились в процессы «зеленой» трансформации.  Так, «Русал» предложил бренд самого низкоуглеродного в мире алюминия, «Газпром» ведет переговоры с ЕС о поэтапном переходе с поставок газа на метано-водородную смесь, «Роснано» производит и продвигает углеродные нанотрубки, позволяющие существенно снизить материалоемкость в промышленности и строительстве, «Росатом» осуществляет инвестиции в возобновляемую энергетику, «Сбербанк» и «ВТБ» осваивают нишу «зеленого» финансирования. «Лукойл» объявил о планах достижения углеродонейтральности к 2050 году, а  Сахалинская область стала первой, поставившей цель достижения нулевых нетто-выбросов — уже к 2025 году.

1-1.jpg 

Десятки стран уже на официальном уровне заявили о цели достижения углеродонейтральности к середине XXI столетия, включая, кроме ЕС, Японию, Южную Корею, Великобританию, Канаду и Бразилию. На пространстве ЕАЭС это уже сделал Казахстан.

«Зеленая повестка» стран ШОС и БРИКС

В декабре 2020 года на «Саммите климатических амбиций» Казахстан объявил о  углеродной нейтральности к 2060 году и приступил к разработке Концепции низкоуглеродного развития. Реализация второй фазы Концепции по переходу к Зеленой экономике ориентирована на 2021-2030 годы и предусматривает меры по преобразованию национальной экономики, ориентированной на бережное использование воды и широкое внедрение технологий возобновляемой энергетики.

Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев одним из основных направлений экономического курса назвал «озеленение» экономики и охрану окружающей среды, инициировав разработку национального проекта «Зеленый Казахстан» на 2021-2025 годы. В регионах страны претворяется в жизнь поставленная масштабная задача по высадке в течение пяти лет свыше 2 млрд деревьев в лесах и 15 млн деревьев в населенных пунктах для увеличения поглощения углерода и сдерживания опустынивания земель.

В Казахстане, в частности, была разработана Концепция по переходу к «зеленой» экономике.  В первую очередь, в Концепции представлен перечень приоритетных задач, главным образом нацеленных на реформирование определенных отраслей экономики.

3-1.jpg

Сегодня к активной экологической политике пришел и Китай. Мировой лидер в развитии возобновляемой энергетики и реализации проектов лесоразведения и лесовосстановления, Китай объявил о достижении углеродонейтральности к 2060 году.

Кроме того, КНР решила принять Кигалийскую поправку к Монреальскому протоколу, чтобы усилить контроль за гидрофторуглеродами и другими парниковыми газами, не являющимися диоксидом углерода.

Следует отметить, что конкретное наполнение экологической повестки меняется от страны к стране. Для европейских стран основным приоритетом остается проблема изменения климата;  эта тема актуальна и для малых островных государств и ряда африканских стран. В Китае на первом плане - проблема загрязнения воздуха в больших городах, в странах Персидского залива - истощение водных ресурсов, во многих африканских странах - утилизации отходов и борьба с  антисанитарией.

На мировом фоне Россия остается относительно экологически благополучной страной, а по некоторым показателям (например, площадь лесных массивов или структура баланса производства электроэнергии) относится к числу лидеров. В силу особенностей российской территории, природы и экономической специализации  страна способна внести огромный вклад в решение глобальных экологических проблем.

Элементами новой экологической политики России, которые могут послужить основой долгосрочного экономического роста после кризиса и способствовать диверсификации экономики, являются выстраивание системы интенсивного лесопользования, обустройство туристской инфраструктуры, цифровизация энергетической инфраструктуры, развитие возобновляемой энергетики.

Главные направления нынешней экологической политики в России реализуются в рамках национального проекта «Экология», который включает в себя 11 подпроектов, среди которых «Чистая вода», «Оздоровление Волги», «Комплексное обращение с твердыми бытовыми отходами», «Инфраструктура для обращения с отходами I–II классов», «Сохранение озера Байкал», «Сохранение уникальных водных объектов», «Сохранение лесов», «Внедрение наилучших доступных технологий», «Сохранение биологического разнообразия и природных объектов». Реализация Проекта рассчитана до 2024 года и предполагает финансирование в объеме 4,04 трлн рублей.

Россия является участником всех основных природоохранных соглашений, включая Парижское соглашение, и развивает сотрудничество по вопросам охраны окружающей среды со странами Евросоюза, а также партнерами по ЕАЭС, БРИКС и ШОС.

Продолжение следует…


3.151635272755
Поделиться:
ЦМТ в соц.сетях:
© 2001 - 2021 • Центр международной торговли • 123610, Москва, Краснопресненская наб., д.12 • +7(495) 258-12-12servinfo@wtcmoscow.ru Яндекс.Метрика