Свяжитесь с нами
123610, Москва, Краснопресненская наб., д.12, подъезд №11


Задать вопрос
Ели-ели
22 июня 2018

Почему российские производители не могут наладить глубокую переработку леса

Отечественные лесопромышленники все меньше отправляют на экспорт кругляк, заменяя его продукцией среднего передела, однако занять заметные позиции на рынке изделий из дерева им пока не удается. В отличие, например, от Китая, который с помощью российского сырья успешно зарабатывает.

Соответствующие данные были озвучены на втором Лесном форуме в Кировской области. По словам министра экономического развития и поддержки предпринимательства региона Натальи Кряжевой, сегодня Вятка является одним из лидеров в РФ по производству пиломатериалов, деревянному домостроению, производству фанеры и многим другим "лесным" направлениям. На экспорт поставляют свою продукцию 70 кировских предприятий ЛПК. География поставок - от Китая до США. Особенно большой спрос на кировский лес и пиломатериалы наблюдается в последнее время в Германии, Нидерландах, Бельгии.

Однако значительную долю поставок сегодня по-прежнему составляет кругляк. Хотя область заинтересована, чтобы развивать, например, фанерное производство, а спрос на эту продукцию идет по нарастающей.

То, что сегодня Вятке при ориентации на экспорт стоит делать ставку именно на фанеру, хорошо показал в своей презентации руководитель группы торговой аналитики департамента международного делового сотрудничества и общественных связей столичного Центра международной торговли Алексей Саврасов. По его словам, доля необработанной древесины, идущей из России на экспорт, неуклонно и заметно падает. Если тенденция сохранится, в будущем вообще есть вероятность свести поставки кругляка из РФ к нулю.

Понимают это и в регионах. Так, если по экспорту пиломатериалов среднего передела Кировская область в России на 20-м месте, по необработанной древесине - на 19-м, то по поставкам фанеры - на 7-м. При этом в прошлом году по экспорту фанеры рост составил 16,8 процента. И сегодня на регион приходится семь процентов поставок этой продукции от общего объема в России.

Алексей Саврасов предложил не только сделать ставку на фанеру, что в регионе уже понимают, но и более активно выходить на новые рынки сбыта. Эксперт посоветовал обратить внимание на Юго-Восточную Азию и Индию, поскольку население там будет богатеть и покупать все более дорогие и качественные вещи. Эти регионы имеют колоссальный потенциал, что уже понял Китай, который в больших объемах закупает в России необработанную древесину, делает из нее кухни и продает на экспорт. Только за прошлый год внешние объемы продажи этого товара выросли в КНР на 53 процента.

О том, как грамотно в Поднебесной распоряжаются российской древесиной, рассказал недавно побывавший там во время визита кировской делегации директор крупного предприятия ЛПК, депутат регионального заксобрания Михаил Скворцов.

- У нас есть бесспорное преимущество - наше сырье, - говорит он. - Растущая на нашем Севере ель является, по сути, эксклюзивным товаром, поскольку обладает целым рядом важных характеристик. Например, при большой прочности она легка в обработке. Береза также в последнее время набирает популярность, и цена на нее растет. В Китае наш лес используют умно, получая огромную прибыль. Мы должны стремиться к тому, чтобы оставлять деньги от переработки здесь.

По словам Михаила Скворцова, несмотря на конкуренцию, китайские предприниматели готовы не только покупать кировское сырье, но и организовывать совместный бизнес, строить на Вятке предприятия. Но чтобы конечная продукция стала конкурентоспособной на внешних рынках, нужно решить проблемы с логистикой. Сегодня кировчане по этой причине находятся в неравных условиях, например, со Швецией. Там почти у каждого предприятия ЛПК есть свой причал, где прямо из заводских стен продукция грузится на суда и отправляется по всему миру. У Кировской области этой возможности нет в силу объективных причин, поэтому надежда на железнодорожников. Они, по словам предпринимателя, в последнее время идут навстречу, но пока проблем еще немало. Например, нужно как можно больше открывать в регионах станций для погрузки контейнеров. Из-за их нехватки сегодня из Кирова контейнеры с лесом сначала везут до Санкт-Петербурга машинами, чтобы там погрузить на суда. Это обходится значительно дороже, чем если отправлять их из региона по железной дороге.

С тем, что в последнее время в РЖД стали прислушиваться к мнению лесозаготовителей, согласен и директор другой крупной компании Иван Козлов. Даже до Китая сегодня из Кировской области груз идет две недели, что еще недавно было немыслимо. Но есть проблемы с предоставлением подвижного состава.

- Здесь надо шевелиться самим лесозаготовителям, - говорит он. - Привыкли, что раньше РЖД давало вагоны. Но теперь их надо искать самостоятельно.

Кроме того, по его словам, назрела необходимость перехода на цифровое взаимодействие между различными структурами - РЖД, таможней, Россельхознадзором, налоговиками. Вместо того чтобы вручную развозить документы по инстанциям, нужно создать систему, как это делается сегодня в мире, когда достаточно нажать кнопку, и вся информация тут же уходит по всем адресатам.

Источник: «Российская газета», Андрей Андреев (Киров), 19.06.2018, 13:00

3.151711707196
Поделиться:
ЦМТ в соц.сетях:
© 2001 - 2024 • Центр международной торговли • 123610, Москва, Краснопресненская наб., д.12 • +7(495) 258-12-12servinfo@wtcmoscow.ruПолитика конфиденциальности Яндекс.Метрика