Свяжитесь с нами
123610, Москва, Краснопресненская наб., д.12, подъезд №11


Задать вопрос
Остались без клубнички. Зарубежная ягода на прилавке «маскируется» под российскую – расчеты ЦМТ в материале «Российской газеты»
15 июня 2016

Ягодный период этого лета может оказаться не таким сладким. За последние два года импорт клубники, земляники, малины и вишни серьезно снизился, а свое производство не увеличилось.

Клубники и земляники за первый квартал 2016 года в Россию привезли на 17 процентов меньше, чем годом ранее. Об этом свидетельствуют расчеты Центра международной торговли (ЦМТ). По итогам 2015 импорт упал вдвое – на 55 процентов в долларовом выражении.

Еще больше просели поставки малины. По итогам 2015 года ее ввоз упал на 71 процент. Хотя в 2016 году поставщики малины показывают готовность вернуться на российский рынок, по итогам первого квартала в страну поступило ягоды на 18 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года. Также готов к восстановлению рынок вишни и черешни. По итогам первого квартала поставки показывают рост, хоть и на робкие 3,5 процента.

Снижению поставок способствовали ограничения на ввоз ягод из Турции и стран, которые ввели санкции против России. А также рост валютных курсов. В рублевом выражении цена выросла, и не все поставщики готовы были рисковать и везти ягоду без гарантий найти на нее покупателей. К примеру, если в 2015 году стоимость килограмма клубники была на уровне 200-250 рублей за килограмм, то в этом году уже 300-350 рублей.

Сегодня в числе поставщиков появились новые игроки: Армения, Индия, Кения. Но они имеют небольшой объем: 10 тонн у Армении, у остальных не более 1,5 тонны ягод. Также желание заполнить российский рынок сельскохозяйственной продукцией высказывают поставщики из Казахстана и Киргизии. У них, как у членов ЕврАзЭС, есть преимущества в перемещении грузов через границу, но серьезных объемов поставок ягод через эти страны ЦМТ пока не отмечает.

В результате второй год подряд главным поставщиком, например, клубники в Россию становится Белоруссия. Рост поступления ягод из этой страны был стремительным. Если в 2014 году Белоруссия поставляла в Россию 142 тонн клубники, то в 2015 уже 1,572 тысячи тонн.

"Белоруссия стала одним из крупных поставщиков клубники и черешни, и даже киви", – отмечает Наталья Шагайда, директор Центра агропродовольственной политики Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС. "Впрочем, сейчас бывает сложно понять, откуда на самом деле пришел товар", – говорит эксперт. Специалисты этого рынка разводят руками, на ягодных прилавках уже давно производитель и поставщик – это совершенно разные государства.

"Греческая клубника приходит поставками из Сербии, через Азербайджан идет турецкая ягода, польская через Белоруссию", – говорит член Комитета ТПП РФ по развитию агропромышленного комплекса говорит Павел Грудинин. Кроме того заграничная ягода часто маскируется под отечественную. "Вроде продается астраханская ягода, – рассказывает эксперт. - Беру сертификат, выданный на 19 тонн. Звоню в Астрахань. Выясняется, что это предприятие ягоду не производит, а торгует ягодами, грибами и консервами. А всего в Астрахани валовой сбор ягод земляники около 10 тонн".

По количеству краснодарской, крымской клубники на прилавках может показаться, что производство ягоды в России выросло, но это не так. По оценкам специалистов, чтобы засадить гектар земляникой, нужен объем инвестиций от 700 тысяч до миллиона рублей на гектар. Для большого рывка у наших селян просто нет средств. "Просто в момент, когда крупная партия распределяется среди мелких перекупщиков, она превращается из импортной в отечественную", – считают эксперты.

Вывести продавцов на чистую воду поможет знание рынка. Итак, запоминайте. Встретить на московском рынке ягоду из южных районов России в этом году сложно, поясняет Грудинин: "В Краснодарском крае были сильные и продолжительные ливни. Из-за этого местные производители не могли отправить свою ягоду дальше Сочи. Мокрая ягода 1200 км не проедет". Кроме того 10 июня сезон сбора ягод на российском юге закончился. Но еще месяц вы будете видеть якобы "краснодарскую", "кубанскую" и "крымскую" ягоду на прилавке". Не обманитесь!

Следом за югом клубничный сезон стартовал в Воронежской и Тамбовской областях, но производство ягоды в этих регионах не большое, ягода практически полностью уходит на потребление внутри региона. В середине июня ягоду собирают в хозяйствах Тульской, Московской, Ленинградской областей. На столичные прилавки местная клубника начнет поступать 15 июня. Стартовую цену производители собираются назначить в размере 330 рублей за килограмм, а дальше ориентироваться на спрос.




Российская газета – Федеральный выпуск №6996 (128), Ирина Жандарова, 14 июня 2016, 21:55

3.151713576479
Поделиться:
ЦМТ в соц.сетях:
© 2001 - 2024 • Центр международной торговли • 123610, Москва, Краснопресненская наб., д.12 • +7(495) 258-12-12servinfo@wtcmoscow.ruПолитика конфиденциальностиОхрана труда Яндекс.Метрика