Инклюзивность в туризме

31 Августа 2022

В туризме также набирает обороты тренд на инклюзивность - включение в жизнь общества людей с ограниченными возможностями здоровья. По данным Всемирной организации здравоохранения, сегодня более 1 млрд людей живут с инвалидностью. Это приблизительно 15% всех жителей планеты, и эта цифра постоянно растет. Для туристической отрасли это означает, что данные путешественники становятся все более значимым сегментом, а создание условий для инклюзивного туризма превращается из социальной ответственности в полноценный бизнес.

По данным исследования, проведённого компанией Amadeus, к 2025 году потенциальный объем рынка инклюзивных путешествий в Европе может составить 88,6 млрд долл. Соответственно, все больше объектов и компаний начинают принимать гостей с особыми потребностями. Статистика свидетельствует о том, что к 2030 году около 20% населения будет старше 65 лет. При этом около 50% из них с определённой вероятностью будут люди с ограниченными возможностями. Эксперты утверждают, что данный сектор туризма обладает потенциалом для экстенсивного роста в будущем и является значительным и прибыльным рынком для поставщиков туруслуг.

По данным Всемирного совета по туризму и путешествиям, инфраструктура инклюзивного туризма в принципе востребована путешественниками старшего поколения, а специальные возможности, приносящие пользу как людям с инвалидностью, так и пенсионерам, помогают бизнесу сохранять клиентов. Эксперты поясняют, что высокие прогнозы по объёму доходов сектора объясняются тем, что туристы с ограниченными возможностями, как правило, путешествуют не в одиночку, а группами от 3-5 человек, а их расходы в 1,5 раза превышают средний показатель. Соответственно, если объект размещения не может принимать таких гостей, то он теряет не одного потенциального клиента, а целую группу.

Среди интересных зарубежных проектов, например, практика индийских коллег, организовавших инклюзивное агентство путешествий, объединяющее людей с ограниченными возможностями в туристические группы. В Хорватии также популярна пешеходная тропа «Близнецы» в парке Медведница. Открытие сети ресторанов «В темноте» (Dans Le Noir) во Франции состоялось в 2004 году. Вслед за первым парижским рестораном в разных странах открылось более 10 таких заведений, в том числе, в Москве и Санкт-Петербурге.

В России инклюзивный туризм медленно, но развивается. Даже в самых развитых с точки зрения инклюзии городах множество объектов остаются недоступными для туристов с ограниченными возможностями. По оценке экспертов, на сегодняшний день российскому туристическому рынку не хватает инфраструктуры и предложений для путешественников с особыми потребностями. В Москве лишь небольшое количество отелей, как правило, работавших ранее под брендом международных сетей, располагает номерами, специально оборудованными для людей с ограниченными возможностями. Такие номера существуют в нашем пятизвёздочном бизнес-отеле Plaza Garden Moscow WTC (ex. Crowne Plaza Moscow WTC) и в расположенной в зеленой парковой зоне на севере Москвы гостинице Satelinn Moscow Khovrino (ex.Holiday Inn Express Moscow – Khovrino).

Рис3_туризм.jpg

Как и другие площадки Конгресс-центр ЦМТ Москвы также оборудован необходимыми всеми решениями для участия людей с ограниченными возможностями в деловых мероприятиях. Так недавно многие из них смогли принять участие в Первом Форуме решения социальных задач, организованном АСИ, Фондом президентских грантов и Правительством Челябинской области и обсудить задачи объединения ресурсов государства, бизнеса и НКО для создания системы социального развития, ориентированной на персональные потребности человека, быструю, эффективную и тактичную помощь в решении его жизненных ситуаций

В своем приветственном слове участникам форума Президент России Владимир Путин отметил необходимость «сделать все возможное, чтобы социальная инфраструктура отвечала вызовам времени, запросам и потребностям каждого человека и каждой российской семьи».

Клиентоцентричность – это не только тенденция, сформировавшая в туризме. Это новая культура, подразумевающая полный редизайн процессной деятельности, внедрение особых технологий и наличие конкуренции. Выступая на форуме, Глава Сбербанка Герман Греф пояснил, что сегодня «все должно «крутиться» вокруг клиента, его потребностей, у клиентов не должно быть проблем».

Среди известных российских инклюзивных проектов - музей современного искусства «Гараж», открывший первый в российской музейной практике отдел таких программ. На мероприятиях работают переводчики русского жестового языка (РЖЯ), педагоги и медиаторы. В программе для слабовидящих музей использует тактильные модели и тифлокомментарии (краткие описания предметов или действий, которые были бы непонятны слепому человеку без пояснений). Также в России есть несколько театров, которые создают визуальные спектакли без слов и музыки.

Рис4_туризм.jpg

Собственные инклюзивные программы развивают и общественные пространства. Лидером таких проектов является площадка ВДНХ. По всей территории комплекса ходит бесплатный транспорт для маломобильных посетителей, есть экскурсии для людей с ограниченными возможностями, бесплатный прокат кресел-колясок и другое. Сегодня музей ВДНХ тестирует систему «Говорящий город», помогающую информировать и ориентировать в пространстве инвалидов по зрению и других маломобильных горожан.

В Санкт-Петербурге, например, для незрячих туристов разработали обзорный экскурсионный маршрут, в который входит специально адаптированная программа посещения Исаакиевского собора. На остановках используют тактильные пособия, макеты и рельефно-графические материалы.

Российский проект «Доступная еда» создает для кафе и ресторанов голосовые меню, позволяющие незрячим посетителям выбрать блюдо и напитки без посторонней помощи. Аудиодорожки загружают в мобильное приложение, которое управляется с помощью голосовых команд. К проекту уже присоединились несколько десятков заведений из разных городов России. Чтобы облегчить незрячим пассажирам пребывание в самолете, салон снабжают надписями шрифтом Брайля. В 2020 году в России впервые применили комплекты тактильных наклеек для воздушных судов. Однако все такие проекты пока еще мало распространены.

Развиваются полезные цифровые инструменты. В их числе разработка маршрута без препятствий или приложение iAccess Life, содержащее обзоры ресторанов, отелей и магазинов, комфортных для людей с ограниченными возможностями. Также популярен российский проект Globe4All, помогающий таким туристам выбрать интересный и удобный маршрут для путешествия и получить полный список экскурсий, туров, развлечений и мероприятий. На сайте также публикуются новости, лайфхаки и интервью о доступном туризме, описания туристических объектов и инфраструктуры.

Туристический рынок поступательно развивается, создавая новые формы сотрудничества между отелями и другими участниками сектора, а количество туристов, желающих путешествовать по нашей стране ежегодно растет. Рыночная динамика и ряд мер поддержки со стороны государства дают основания говорить о поступательном развитии гостиничной отрасли. Задача формирования инклюзивной туристической инфраструктуры на примере лучших зарубежных практик поставлена в нашей стране далеко не вчера. Ее реализация позволит существенно улучшить качество жизни граждан, что является на сегодняшний день ключевым государственным приоритетом.


Материалы по теме:
3.151664211432
Поделиться:
ЦМТ в соц.сетях:
© 2001 - 2022 • Центр международной торговли • 123610, Москва, Краснопресненская наб., д.12 • +7(495) 258-12-12servinfo@wtcmoscow.ru Яндекс.Метрика