Интеграция ЕАЭС vs санкции

14 Апреля 2022

История становления Евразийского экономического союза, в который входят Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия неразрывно связана с преодолением глобальных экономических кризисов, а также внешних и внутренних вызовов. С абсолютным большинством из них ЕАЭС успешно справился, что говорит о его устойчивости как интеграционного объединения.

По сравнению с другими регионами мира, государствам – членам удалось преодолеть резкое падение экономической активности и довольно быстро выйти на восстановительный рост. Это стало возможным благодаря сформированным на наднациональном уровне интеграционным преимуществам.

Серьезным вызовом для ЕАЭС стала пандемия. Для преодоления экономических последствий, вызванных коронакризисом, были оперативно предприняты скоординированные действия на уровне Союза. Важнейшим шагом укрепления взаимной кооперации стало принятие в 2021 году «Стратегии развития интеграции Союза до 2025 года», являющейся, по существу, выражением экономических и политических интересов государств - членов по углублению интеграции. Благодаря усилиям властей стран Содружества и реализации положений «Стратегии -2025», рост общего показателя ВВП составил 4,6%.

Впервые за 8 лет существования объединения в 2021 году были достигнуты рекордные значения во внешней торговле. Ее объем составил 844 млрд долл. (+15,8% к допандемийному 2019 году). Внутренняя торговля Союза также выросла и достигла в прошлом году 72,6 млрд долл. (+17,8% к 2019 году). Объем промышленного производства ЕАЭС в 2021 году составил 1,4 трлн долл. и увеличился по сравнению с 2020 годом на 5,3%, что является реальным показателем эффективности деятельности Таможенного союза.

В рамках цифровой повестки ЕАЭС получили свое развитие такие инициативы, как формирование экосистем цифровых транспортных коридоров, Евразийская сеть промышленной кооперации и субконтрактации, унифицированная система поиска «Работа без границ» и другие.

В связи с резким обострением геополитической ситуации, 17 марта 2022 года правительствами стран - членов содружества был утвержден «Перечень первоочередных мер по повышению устойчивости экономик государств - членов ЕАЭС», состоящий из 34 мер и охватывающий 4 крупные блока. Первые блок – это таможенное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, а также введение защитных мер: снижение ставок ввозных таможенных пошлин и предоставление тарифных льгот на товары критического импорта, принятие единых мер нетарифного регулирования в отношении экспорта отдельных видов товаров, а также механизмов, направленных на сокращение сроков и упрощение таможенных операций.

Следующий блок содержит меры, направленные на развитие внутреннего рынка и кооперации. Это формирование новых логистических цепочек, создание условий для беспрепятственного перемещения граждан в рамках ЕАЭС, стимулирование взаимных инвестиций, упрощение процедуры регистрации лекарственных средств и медизделий, а также комплекс мер по цифровизации государственных закупок, разработка программ целевого финансирования для менее развитых экономик стран Содружества.

Третий блок – это финансовые и валютные рынки. Он включает в себя расширение использования национальных валют при осуществлении взаиморасчётов, обеспечение бесперебойной работы национальных систем обмена финансовыми сообщениями, а также ускоренное формирование евразийской системы страхования.

Одним из важнейших блоков является международное экономическое сотрудничество с третьими странами и интеграционными объединениями, включающее в себя разработку механизмов, которые позволят расширить торгово-экономическое сотрудничество с ключевыми партнерами ЕАЭС и устранить технические барьеры в торговле.

Отдельным решением были введены особые ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа в отношении более 450 видов товаров, ввозимых на территорию Союза в целях повышения устойчивости экономик. Перечень охватывает ряд промышленных товаров, а также отдельные виды сельскохозяйственной и продовольственной продукции. Данное решение позволит обеспечить необходимое предложение на внутреннем рынке ЕАЭС.

Особое внимание уделяется вопросам импортозамещения, технологической модернизации и логистики - формированию мультимодальных транспортных коридоров и новых каналов экспорта и импорта. Уже разработан проект «Евразийский агроэкспресс», направленный на ускоренные контейнерные перевозки сельхозпродукции и продовольствия из Китая и обратно. География направлений для сотрудничества будет постоянно расширяться.

Продолжается работа по реализации проекта «Один пояс - один путь», в основе которого лежит сухопутное передвижение товаров, исключающее влияние западных стран на процесс перевозок. Это крайне важно в создавшейся ситуации, поскольку морские перевозки сопряжены с санкционными рисками.

В настоящее время успешно реализуется «План по повышению уровня обеспеченности стран Союза стратегически важными лекарствами». Также по инициативе президента России Владимира Путина утверждена дорожная карта по созданию локализованных мощностей для сборки и обслуживания воздушных судов и производства авиакомпонентов на территории Союза.

К 2025 году должны быть реализованы ключевые цели «Стратегии - 2025» по созданию общего энергетического и финансового рынков ЕАЭС. Среднесрочной целью данной стратегии является создание совместных финансово-промышленных групп и евразийских ТНК. Сегодня на базе данного документа реализуется проектный подход по основным направлениям евразийской повестки, который позволяет фиксировать конкретные цели и формировать ресурсы для их достижения.

По мнению экспертов, Евразийский экономический союз готов противостоять беспрецедентным санкционным вызовам США и других недружественных стран, а также предложить высокоэффективное сотрудничество стабильным зарубежными партнерам.

3.151653486501
Поделиться:
ЦМТ в соц.сетях:
© 2001 - 2022 • Центр международной торговли • 123610, Москва, Краснопресненская наб., д.12 • +7(495) 258-12-12servinfo@wtcmoscow.ru Яндекс.Метрика