Стрит–ритейл. Итоги 4 квартала 2021

13 Января 2022

Сегмент Street Retail по-прежнему испытывает на себе влияние кризиса. В 4 квартале 2021 года доля свободных площадей сохранилась на высоком уровне и достигла максимального значения за рассматриваемый период. Значительную долю общего уровня вакантных площадей формируют системно невостребованные помещения, которые предлагаются на рынке более года. Эксперты CBRE опубликовали данные за октябрь – декабрь 2021 г., обосновывающие данную тенденцию.

Наблюдается рост общего количества помещений для аренды. В основном это связано с тенденцией деления крупных лотов на более мелкие. При этом распространено и деление помещений с организацией отдельного входа, и формирование секций в составе одного помещения.

Доля свободных площадей в данном секторе значительно разнится в зависимости от улицы. Общий уровень вакантных площадей варьируется в диапазоне 4,3% - 27,5%, средний уровень остается высоким - 16,4%. Максимальный показатель по итогам 4 квартала наблюдался на улицах 1-ая Тверская-Ямская и Тверская, минимальный - на улицах Покровка и Большая Дмитровка. Эти улицы, наравне с Патриаршими Прудами и Маросейкой, пользуются высоким спросом среди рестораторов, которые и поглощают вакантные помещения. Например, на Большой Дмитровке сегмент ресторанов и кафе сформировал 60% всех открытий 2021 года. На рисунке ниже представлены данные по средней доле свободных площадей в Москве за период 2018 – 2021 гг. поквартально, в %.

Q4 Moscow Street Retail_Figures_RUS_LJE1-1.jpg

Источник: CBRE

На следующем рисунке показана доля свободных площадей по ключевым улицам в 4 квартале 2021 г. в динамике по отношению к 4 кварталу 2020 г. и 3 кварталу 2021 г, в %.

Q4 Moscow Street Retail_Figures_RUS_LJE1-2.jpg

Структура новых открытий в 4 квартале сохранила основные тенденции. Лидирующие позиции занимают рестораны, fashion-ритейлеры, а также операторы сектора «красота и здоровье». Заметная доля открытий пришлась на сектор «другое». В эту категорию аналитики недвижимости включают бизнесы ИП, такие как цветочные магазины, учреждения дополнительного образования, специализированные магазины. Структуру спроса в 4 квартале можно увидеть на графике ниже:

Q4 Moscow Street Retail_Figures_RUS_LJE1-3.jpg

Источник: CBRE

Арендаторы центральных торговых улиц распределились по профилю следующим образом: 37% рестораны и кафе, 8% супермаркеты и продуктовые магазины, 14% красота и здоровье, 10% одежда, обувь, аксессуары, 10% банки, 4% часы и ювелирные изделия, 2% электроника и операторы сотовой связи, 5% подарки, книги, 2% товары для дома, 8% другое.

Структура арендаторов отличается в зависимости от улицы. Улицы с доминирующим ресторанным профилем – Большая Никитская, Маросейка, Покровка и Пятницкая (в среднем 57% от общего числа арендаторов). Доля присутствия торговых операторов максимальна на таких улицах как Петровка и Столешников переулок (42% от общего числа арендаторов). Существуют улицы, где сегменты профиля «банки и сервисы» и «красота и здоровье» превышают средний уровень. Так на 1-ой Тверской-Ямской и Садовом кольце доля банковских и сервисных профилей арендаторов составляет в среднем 19%. Улицы с заметной долей beauty-услуг (18%) сосредоточены в районе Патриарших прудов, Садового кольца, на Покровке и Тверской.

Наивысший уровень активности зафиксирован на улице Большая Никитская, которая в 2021 году привлекла внимание множества рестораторов и характеризовалась рядом знаковых открытий. Традиционно популярные у сегмента общепита Покровка, Маросейка и Патриаршие Пруды также демонстрируют высокие показатели движения арендаторов. Спрос на вакантные помещения на этих улицах довольно высок, о чем свидетельствует низкий уровень вакансии. Наибольшей стабильностью отличаются торговые улицы, преимущественно занятые арендаторами сегмента Fashion или международными ритейлерами – это Петровка и Кузнецкий Мост. На рисунке ниже представлена структура распределения Топ-5 профилей арендаторов по улицам по состоянию на 4 квартал.

Q4 Moscow Street Retail_Figures_RUS_LJE1-4.jpg

Источник: CBRE

Арендные ставки на помещения по итогам 4 квартала значительно не менялись. Наиболее высокий их уровень характерен для локаций, традиционно востребованных у международных Fashion-ритейлеров. К ним относятся Столешников переулок, центральная часть Кузнецкого Моста и улица Петровка до пересечения со Столешниковым. Срок экспонирования на этих улицах является одним из минимальных и составляет 1-3 месяца. Сохраняются высокие ставки аренды на помещения в районе Патриарших прудов. Наименьшие значения ставок аренды наблюдаются на улицах 1-ая Тверская-Ямская и Садовом кольце, что соотносится со сравнительно высоким уровнем вакансии. Далее, на рисунке представлен уровень вакантных помещений и ставки аренды на главных торговых улицах в 4 квартале 2021 г., в рублях за 1 кв. метр в год.

Q4 Moscow Street Retail_Figures_RUS_LJE1-6.jpg

Источник: CBRE

Итоговое распределение арендаторов в 2021 году остается традиционным. Наибольшая доля закрытий в 4 квартале приходится на Садовое кольцо, а также улицы Пятницкая и Арбат. Профиль арендаторов, освободивших помещения в рассматриваемом периоде, преимущественно относится к наиболее активному на сегодня сегменту – общественному питанию.

3.151643274347
Поделиться:
ЦМТ в соц.сетях:
© 2001 - 2022 • Центр международной торговли • 123610, Москва, Краснопресненская наб., д.12 • +7(495) 258-12-12servinfo@wtcmoscow.ru Яндекс.Метрика