
Международный туризм постепенно восстанавливается во всем мире. Однако в 2023 году достигнуть допандемийного уровня не удастся. При этом в 2022 году в мире было зарегистрировано более 900 млн туристических поездок, что в 2 раза выше показателя 2021 и на 37% ниже 2019 года.
В прошлом году рост въездного туризма показал положительную динамику во всех регионах. Самый активный рост отмечен на Ближнем Востоке (до 83% от уровня 2019 г.), где практически полностью восстановилась сеть авиаперелетов, а одним из драйверов динамики стал ЧМ-2022 в Катаре. В европейском регионе уровень достиг 80% от допандемийного, Америка и Африка восстановились почти до 65%. Из-за более поздних отмен ковидных ограничений Азия и Азиатско-Тихоокеанский регион достигли только 23% от уровня 2019 года.
По оценкам экспертов, недавнее снятие длительных ограничений на поездки в крупнейшем рынке выездного туризма Китае, станет ключевым фактором для восстановления туристического сектора во всем мире. В 2023 году мировой туризм продолжит восстановление. Согласно прогнозам, общее количество международных поездок достигнет показателей от 80% до 95% от допандемийного уровня.
Основным трендом в текущем году станет выбор локаций, предлагающих оптимальное соотношение цены и качества. В случае реализации прогнозов экономического спада туристы будут снижать расходы на путешествия, предпочитая направления ближе к дому.
В ближайшие месяцы на восстановление туристических потоков продолжит влиять сохраняющаяся неопределенность, вызванная геополитическими факторами, и ситуация с COVID-19. При этом международные исследования свидетельствуют о том, что мировой спрос на поездки за пределы своей страны находится выше уровня 1 квартала 2022 года, и аналитики проявляют осторожный оптимизм в ближайшей перспективе.
По данным Ростуризма (несмотря на его упразднение аналитические данные и прогнозные оценки по-прежнему востребованы для понимания развития отрасли), в 2021 году в России путешествовало 56 млн человек, а в 2022 г., по информации Минэкономразвития, число турпоездок составило 62 млн.
В стране функционирует 18 000 классифицированных объектов размещения, способных одновременно принять 1,7 млн туристов. Туризм обеспечивает порядка 10 млн рабочих мест и создает дополнительно 1,5 рабочих места в смежных отраслях экономики, а в ряде регионов и больше трех. С 2015 г. занятость в отрасли выросла в 6 раз и превысила численность в 3 млн человек (в летний сезон достигает 4,5 млн).
Как и во всем мире, российская туристическая отрасль постепенно восстанавливается. Однако из-за осложнившейся геополитической обстановки в 2022 году динамика осталась отрицательной. С связи с кризисными явлениями число зарегистрированных туроператоров и агентов сократилось за 2 года почти на 20%. Больше всего этот процесс охватил Москву, Санкт-Петербург и Приморский край, как регионы, наиболее зависимые от международных потоков. При этом в 2022 году число игроков на Кавказе, Камчатке и в Мурманской области выросло кратно благодаря развитию внутреннего туризма. Данная тенденция сохранится и в этом году.
В топ-10 внутренних направлений летнего сезона 2022 вошли Краснодарский край, Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Татарстан, Тюмень, Свердловская область. Санкт-Петербург остается лидером в сегменте познавательного туризма. Почти в два раза вырос интерес к отдыху на Северном Кавказе. Для повышения транспортной доступности отдыха в РФ были организованы чартерные маршруты в Дагестан, Северную Осетию-Аланию и Чеченскую Республику, Татарстан, Тюменскую область, Карелию, Калининград, Бурятию, Камчатский край и Сахалинскую область.
По словам директора Ассоциации «Турпомощи» Александра Осауленко, отмечается постепенное улучшение ситуации на туррынке. По итогам 2021 года 100 участников «Турпомощи» сообщали о нулевых доходах от выездных продаж, а в 2022 году таких было более чем в 3 раза меньше. Эксперты ожидают продолжения сокращения числа игроков на рынке выездного туризма и прироста участников внутреннего. Также, по мнению специалистов, туроператорский бизнес может поддержать полноценное открытие Китая и расширение числа европейских направлений.
Помимо этого, сохранится высокий спрос на внутренний туризм, как и приоритет недорогих поездок и запрос на субсидируемый социальный туризм. В тренде спроса будут региональный автотуризм, активные маршруты, где не нужен инструктор, круизный туризм, семейный туризм и детский туризм.
Полное или сокращенное наименование фирмы | Публичное акционерное общество "Центр международной торговли" (ПАО "ЦМТ") |
Руководитель предприятия генеральный директор | Страшко Владимир Петрович (495)258-10-00 факс (499)253-24-81 |
Главный бухгалтер | Куркина Ирина Викторовна (495)258-11-70 факс (495)258-11-69 |
Юридический адрес | 123610, г. Москва, Краснопресненская наб., дом 12 |
Фактический адрес | 123610, г. Москва, Краснопресненская наб., дом 12 |
ИНН | 7703034574 |
КПП | 770301001 |
Государственный регистрационный номер (ЕГРЮЛ) (ОГРН) | 1027700072234 от 29.07.2002 |
Код отрасли по ОКВЭД | 68.20.2 56.10.1 63.11.1 55.10 |
Код организации ОКПО | 04794439 |
Платежные реквизиты
Банк ВТБ (ПАО) г.Москва | |
Р/СЧЕТ | 40702810300000000984 |
К/СЧЕТ | 30101810145250000411 |
БИК | 044525411 |
Главный бухгалтер | И.В.Куркина |