Вопросы экологии и переработки отходов обсудили в ЦМТ

31 Мая 2021

Одной из важнейших задач экологической повестки каждого государства в мире является развитие отрасли обращения с отходами, а также организация раздельного сбора и переработки. На полях ХII Международного форума «Экология», проходившего на днях в Центре международной торговли Москвы, представители власти, экспертного и делового сообщества обсудили проблематику сектора в хоте пленарных и рабочих сессий.

В своем ежегодном Послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин уделяет особое внимание внедрению полноценной системы экологического мониторинга и кардинальному снижению объема отходов на полигонах: «Необходимо внедрять раздельный сбор мусора и переходить на экономику замкнутого цикла. Настало время применить принцип, согласно которому производители сами обязаны платить за утилизацию упаковки их товаров».

На сегодняшний день раздельный сбор отходов не является обязательным на территории Российской Федерации. Согласно данным статистики, только 3% компаний занимаются утилизацией отходов или оплачивают экосбор. Стоит подчеркнуть, что среди активных участников рынка - Центр международной торговли Москвы, один из крупнейших бизнес-центров России. В соответствии со своей миссией по созданию комфортной деловой среды, еще в 2019 году ЦМТ внедрил систему раздельного сбора мусора на всем пространстве своего комплекса, став одним из лидеров данного процесса среди инфраструктурных объектов подобного масштаба. 

В качестве партнера по раздельному сбору мусора ЦМТ выбрал отечественного разработчика – IT-компанию «ВейстГрупп», разработавшую системное цифровое решение по организации раздельного сбора отходов у населения SBORBOX. Сегодня, в рамках дальнейшего внедрения программы стратегии ЦМТ по утилизации отходов, на территории комплекса размещены специальные контейнеры для раздельного сбора мусора, подлежащего дальнейшей переработке.

В России существует около 1000 сортировочных и перерабатывающих предприятий, где из вторсырья можно сделать новые качественные вещи и полезную продукцию. В качестве небольшого наглядного примера приведем картинку ниже:


Участники форума «Экология» сошлись во мнении, что лучшим методом стимулирования бизнеса для участия в программе раздельного накопления и утилизации отходов может стать дифференцированный норматив. Для компаний, занимающихся утилизацией, самостоятельно нужно установить норматив в размере 35% (с 2022 г.), а затем ежегодно повышать его на 5–10%. А компаниям, предпочитающим оплачивать только экологический сбор, платеж должен быть установлен в размере по 100% нормативу. Участники дискуссий констатировали, что в настоящее время компаниям проще оплачивать экосбор, чем преодолевать трудности, связанные с организацией раздельного накопления, переговорами с регоператорами и утилизаторами, транспортировкой отходов. Введение дифференцированного норматива сформирует мотивацию для бизнеса инвестировать в сектор утилизации отходов.

Все отходы имеют определённую классификацию в соответствии с 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», о которой нужно рассказать подробнее. Твердые коммунальные отходы (ТКО) – это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. Отходы от использования товаров (ОИТ) – отходы, образовавшиеся после утраты товарами, упаковкой товаров полностью или частично своих потребительских свойств.

На первый взгляд может показаться, что эти термины схожи. Однако между твердыми коммунальными отходами и отходами от использования товаров существуют определённые различия. ТКО представляют собой смесь отходов. Обращение с ними осуществляется только региональным оператором, а накопление происходит только на контейнерной площадке. Удаление твердых коммунальных отходов оплачивается потребителем услуг по тарифу, размер которого включает определенные операции, кроме утилизации. 

ОИТ представляют собой индивидуальные товары, утратившие потребительские свойства. Для ряда таких отходов введен запрет на захоронение. Обращение с отходами от использования товаров может осуществляться любым лицом, однако если они отнесены к I – IV классам опасности, это ответственное лицо должно иметь лицензию на деятельность в области обращения с отходами. К месту накопления нет определенных требований. За утилизацию ОИТ отвечает производитель (импортер) товара, а за утилизацию отходов упаковки – производитель товара, который использовал упаковку.

Источники финансирования системы сбора отходов от использования товаров и твердых коммунальных отходов разные. Сбор ОИТ должен организовывать производитель, процесс финансируется за его счет и должен быть бесплатным для жителей. В противном случае жители будут дважды оплачивать обращение с отходами от использования товаров. Обращение с ТКО, напротив, финансируется через тариф для населения. Региональный оператор получает деньги за вывоз смешанных твердых коммунальных отходов и заинтересован в увеличении их объема. Производитель напротив платит деньги за обращение с ОИТ и поэтому заинтересован в уменьшении отходов.

То есть разграничение ТКО и ОИТ – это фактически разграничение прав и обязанностей в отношении ТКО и ОИТ. Поскольку, многочисленные изменения еще достаточно новые в ближайшей перспективе необходимо четко обозначить права и обязанности всех участников системы в отношении ТКО и ОИТ. Различные толкования положений законодательства, существующие сегодня, на практике вызывают конфликт интересов и нечестную конкуренцию.

Региональные операторы являются монополистами в реализации «Мусорной реформы» и раздельного сбора отходов. Раздельное накопление отходов на контейнерной площадке может осуществляться только с письменного согласия регионального оператора. В постановлении правительства РФ № 1156 от 12.11.2016 г. записано: «Запрещается организовывать места накопления отходов от использования потребительских товаров и упаковки, утративших свои потребительские свойства, входящих в состав твердых коммунальных отходов, на контейнерных площадках и специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов без письменного согласия регионального оператора». На практике не все ответственные структуры обладают достаточными компетенциями и необходимым оборудованием для переработки отходов и вторсырья, что часто приводит к мусоросжиганию и вредным выбросам. 

Сегодня необходимо не только стимулировать переработку и утилизацию отходов, но и открывать рынки сбыта для вторсырья. Чтобы это сделать, нужно отменить существующие ограничения на использование вторсырья в упаковке. По предварительным расчетам, снятие этих ограничений позволит увеличить долю вторсырья до 80% по ряду категорий упаковки. Экспертам и уполномоченным органам предстоит провести большой объем работы в совершенствовании нормативных правил. Среди основных задач – пересмотр ключевых целей реформирования сферы обращения с отходами. 

В настоящее время система абсолютно не стимулирует граждан к экологически ответственному поведению (снижать количество отходов вообще, участвовать в раздельном накоплении отходов и другое). По мнению участников Форума, максимальные усилия властей, бизнеса и гражданского общества должны быть направлены на предотвращение образования ТКО и ОИТ. На ближайшей повестке – разработка программ по внедрению раздельного сбора и переработки пищевых и иных отходов растительного и животного происхождения, разработка нового принципа оплаты обращения с отходами для граждан. 

3.151623597418
Поделиться:
ЦМТ в соц.сетях:
© 2001 - 2021 • Центр международной торговли • 123610, Москва, Краснопресненская наб., д.12 • +7(495) 258-12-12servinfo@wtcmoscow.ru Яндекс.Метрика