
В эти дни, когда мы все празднуем прекрасный праздник - Международный женский день, хочется также рассказать об исследованиях женского предпринимательства в России. Так, Аналитический центр НАФИ и Комитет по развитию женского предпринимательства «Опоры России» регулярно, начиная с 2015 года измеряют индекс женской предпринимательской активности (Women Business Index, WBI), показывающий уровень благоприятности деловой и социальной среды для развития женского предпринимательства. По результатам 10-й волны исследований, индекс WBI составил 73,7 п., что является абсолютным максимумом с 2015 года.
Индекс объединяет три показателя с отдельными тематическими блоками вопросов и отражает деловую активность женщин с трех сторон. Первая составляющая – это «Культура предпринимательства», которая показывает отношение общества к женщинам-предпринимателям. Вторая – «Предпринимательская экосистема», выражающаяся в оценке условий ведения бизнеса: доступности финансирования, наличия необходимой инфраструктуры, возможностей для бизнес-образования и др. Третий компонент – «Личные качества», учитывающий такие факторы, как профессиональные навыки, семейная жизнь, хобби и пр.
Динамика измерений позволяет увидеть, как меняются экономические условия, общественное мнение и личные качества, которые демонстрируют женщины, ведущие предпринимательскую деятельность в нашей стране. В исследованиях так же принимают участие женщины, не ведущие предпринимательскую деятельность. Значение Индекса может колебаться от 0 до 100 пунктов (п.), где показатель выше 50 п. указывает на благоприятную среду, а ниже 50-ти – на неблагоприятную.
Индекс женской предпринимательской активности реагирует на изменения, которые происходят в стране. Так, например, во время пандемии COVID-19 и в период введения санкционных ограничений в 2022 году было зафиксировано его падение - до 69,8 п.п. в 2022 году и до 60,1 п.п. в третьем квартале 2020 года. Динамика индекса WBI в 2015-2023показана на рисунке ниже.
Источник: Аналитический центр НАФИ
10-я волна WBI показала, что 94% женщин, не ведущих предпринимательскую деятельность, положительно относится к женщинам-предпринимателям. При этом доля тех, кто отмечает, что за последние полгода общественное мнение по отношению к женщинам, ведущим активную профессиональную деятельность, развивающих собственный бизнес или занимающих руководящие должности в государственных и коммерческих структурах, выросла на 13 п.п. – с 41% в 2022 году до 54% в 2023 году.
В 2 раза больше женщин-предпринимателей отмечают, что отношение к их профессиональной деятельности со стороны членов семьи, друзей или коллег стало лучше. В 2022 году об этом заявляли 23% женщин, ведущих бизнес, а в 2023 – 46%.
При этом каждая пятая женщина, не связанная с предпринимательством, твердо заявляет, что бизнес – не для нее. Чаще всего такое мнение выражают женщины старшего возраста (31% среди опрошенных старше 55 лет), а также те, кто не имеет высшего образования (23%) или постоянной работы (26%). 75% женщин могут представить себя в этой роли.
В 2023 году заметно выросла доля тех, кто считает, что возможностей для открытия и ведения бизнеса стало больше. В среде женщин-предпринимателей почти в 2 раза чаще стали говорить, что условия для старта своего дела в их регионе стали лучше (38% против 20% летом 2022 года на пике социально-экономических изменений в стране). Женщины, не связанные с бизнесом, также чаще заявляют об этом (29% – на 13 п.п. больше, чем в 2022 году, 16%).
В числе основных мотивов для начала предпринимательской деятельности, по данным 10-й волны WBI - желание улучшить материальное положение (65%), возможность реализовать свои идеи (58%) и независимость в принятии решений (52%). Ключевыми барьерами, согласно опросам, мешающим сегодня женщинам начать собственный бизнес являются отсутствие стартового капитала (64%), неуверенность в собственных силах (54%) и недостаток знаний (54%).
Помимо улучшения общего делового климата и культуры женского предпринимательства в стране, женщины, занимающиеся бизнесом, говорят о восстановлении устойчивости своих компаний после экономического «шторма» середины прошлого года. Женщины-предприниматели отмечают изменения в оборотах компаний: 45% увеличили оборот (в прошлом исследовании - только 22%), а сократился оборот в 12% компаний (в прошлом году - 48%).
За последние полгода в 3 раза больше женщин-предпринимателей увеличили штат компании (36% против 12% в 2022 году). Также незначительная динамика наблюдается в планах расширения бизнеса за счет собственной прибыли. Сегодня такие планы имеет каждая третья женщина-предприниматель (33% против 29% в 2022 году), а еще 36% ориентируются на сохранение текущих размеров бизнеса.
Еще одна тенденция последнего полугодия – о более высокий запрос на дополнительное бизнес-образование. Различные программы обучения прошли почти две трети (61%) опрошенных женщин, ведущих свой бизнес (в предыдущем периоде о получении дополнительного образования заявляли 43% опрошенных). Также каждая третья представительница бизнес-сообщества (38%) считает, что в ближайшем будущем ситуация в сфере доступности бизнес-образования будет улучшаться. Женщины, не являющиеся предпринимателями, также получали дополнительное образование, проходили курсы, тренинги в области личного профессионального развития (65%) и также отмечают повышение доступности такого образования – 41% считают, что оно стало доступнее.
64% женщин-предпринимателей положительно оценивают изменения своих профессиональных навыков за последние 6 месяцев, при этом 68% опрошенных полагают, что их профессионализм в ближайшие полгода будет только развиваться. При этом для работающих по найму этот показатель ниже 47%.
Также более половины женщин-предпринимателей отмечают растущую роль профессиональных сообществ для поддержки развития бизнеса. Важное значение придается экспертным комиссиям или рабочим группам при органах государственной власти (64%), региональным, местным сообществам (59%) и женским сообществам, в том числе отраслевым (55%). Чаще всего женщины-руководительницы участвуют в деятельности профильных и отраслевых сообществ (27%), каждая пятая (20%) состоит в женском сообществе, а каждая десятая (12%) – в экспертных объединениях при органах государственной власти. «Динамика Индекса женской предпринимательской активности (WBI)», в пунктах (п.)показана ниже.
Источник: Аналитический центр НАФИ
По словам председателя Комитета по развитию женского предпринимательства «Опоры России» Надии Черкасовой, с 2015 года было проведено уже 10 исследований, и можно с уверенностью сказать о том, что на сегодняшний день устойчивый рост вовлечения женщин в экономику страны сформирован. Треть опрошенных позитивно оценивают перспективы для своего бизнеса, а точкой роста считают дальнейшее профессиональное развития. 39% женщин-предпринимателей сошлись во мнении, что ранее малому бизнесу было сложно конкурировать с международными корпорациями и брендами, а сегодня появилось окно возможностей для занятия этих ниш. Таким образом, полученные результаты опросов дают уверенность в позитивной динамике сектора женского предпринимательства в ближайшей перспективе.
Полное или сокращенное наименование фирмы | Публичное акционерное общество "Центр международной торговли" (ПАО "ЦМТ") |
Руководитель предприятия генеральный директор | Страшко Владимир Петрович (495)258-10-00 факс (499)253-24-81 |
Главный бухгалтер | Куркина Ирина Викторовна (495)258-11-70 факс (495)258-11-69 |
Юридический адрес | 123610, г. Москва, Краснопресненская наб., дом 12 |
Фактический адрес | 123610, г. Москва, Краснопресненская наб., дом 12 |
ИНН | 7703034574 |
КПП | 770301001 |
Государственный регистрационный номер (ЕГРЮЛ) (ОГРН) | 1027700072234 от 29.07.2002 |
Код отрасли по ОКВЭД | 68.20.2 56.10.1 63.11.1 55.10 |
Код организации ОКПО | 04794439 |
Платежные реквизиты
Банк ВТБ (ПАО) г.Москва | |
Р/СЧЕТ | 40702810300000000984 |
К/СЧЕТ | 30101810145250000411 |
БИК | 044525411 |
Главный бухгалтер | И.В.Куркина |