Арктика: СПГ – стратегический вектор России


Сегодня Арктика рассматривается как стратегическая база сырьевых ресурсов страны. Эксперты предполагают, что граница льдов будет смещаться к северу, что позволит увеличить доступ к полезным ископаемым в регионе. В данной статье остановимся подробнее на проекте добычи сжиженного природного газа (СПГ) в арктической зоне.

Мировой рынок сжиженного природного газа является одним из самых высококонкурентных в мире, как по географии производителей, так и по вариантам логистики. Ранее на страницах нашего сайта мы уже рассказывали о развитии данного сектора в нашей стране и в глобальном формате. Подробнее с информацией можно ознакомиться в материале «Рынок СПГ: Россия и мир».

В 2009 году в России был введен в эксплуатацию первый завод по крупнотоннажному сжижению газа. После проведенной модернизации его мощность была увеличена до 10,8 млн тонн. Акционерами предприятия являются Газпром (50%), а также компании Shell (27,5%), Mitsui (12,5%) и Mitsubishi (10%). В 2017 году была запущена первая линия (мощность 5,5 млн т) проекта «Ямал СПГ»- Т1. Таким образом, к 2018 году российские объемы производства составили 16,3 млн тонн в год. В 2018-2019 гг. были введены в эксплуатацию проекты «Ямал СПГ» - Т2,Т3+Т, мощность которых составила 5,5*2+0,9 млн т дополнительно.

Арктика: СПГ – стратегический вектор России

Сегодня компания «НОВАТЭК» ведет разведывательные работы и занимается разработкой ресурсной базы для следующих СПГ-проектов, помимо «Арктик СПГ-2». По результатам бурения первой скважины на Северо-Обском месторождении, были открыты залежи с запасами более 320 млрд куб. м газа. Геологоразведочные работы на Северо-Обском лицензионном участке вела «Арктик СПГ-3» (дочерняя компания «НОВАТЭКа). Также ведутся изыскные работы на Утреннем, Штормовом и Гыданском месторождениях на Гыданском полуострове.

Учитывая потенциальные мощности заявленных к реализации проектов, доля России в мировой объеме СПГ в ближайшие годы будет поступательно расти. После 2023 года будут введены в эксплуатацию «Сахалин-2» - Т3 с мощностью 5,4 млн тонн в год, «Арктик СПГ-2» - Т1-Т3, мощностью 6,6*3 млн тонн в год и проект «Балтийский СПГ» - это 10 млн тонн в год. После 2030 года планируется ввод проектов «Дальневосточный СПГ» (до 5 млн т) и «Печора СПГ» (до 10 млн т в год).

В ходе рабочей встречи в Кремле, состоявшейся в мае 2021 года, председатель правления компании «НОВАТЭК» Леонид Михельсон доложил президенту России, что несмотря на сложный 2020 год, компания завершила строительство нескольких объектов. Реализация проекта «Арктик СПГ-2», а также создание Морской строительной площадки суперобъектов (OSCY) происходило в соответствии с ранее составленным графиком. Владимир Путин неоднократно подчеркивал важность производства СПГ для России. По его словам, учитывая планы декарбонизации европейской экономики, результаты, достигнутые «НОВАТЕКОМ» на сегодняшний день, являются крайне значимыми.

Арктика: СПГ – стратегический вектор России

«Снижается добыча нефти, добыча газового конденсата быстро растет благодаря Ачимовским месторождениям. Норма замещения резервов достигла 117%. Объем геологоразведочных работ увеличен в 5-6 раз. Флагманский проект «Ямал СПГ» превысил проектную мощность на 14%. После запуска проекта в 2020 году было произведено 50 млн т СПГ, таким образом, мощность производства составила 5% мирового производства сжиженного газа», - привел итоговые цифры Леонид Михельсон.

«Арктик СПГ-2» является вторым после «Ямал СПГ» проектом «НОВАТЭКа» по добыче сжиженного природного газа, предполагающим строительство 3 технологических производственных линий мощностью 6,6 млн т (в год) каждая. Он реализуется на базе Утреннего месторождения доказанные и вероятные запасы которого составляют 1,138 трлн куб. м природного газа в Ямало-Ненецком автономном округе. Участниками проекта являются «НОВАТЭК» (60%), французская «TotalEnergies» (10%), китайские компании CNPC (10%) и CNOOC (10%) и консорциум японских инвесторов (10%). Начало продаж СПГ с первой технологической линии проекта запланировано на 2023 год.

Также в 2020 году был запущен завод СПГ малой мощности в Магнитогорске (мощность 40 тыс. т), планируется полностью оборудовать автомагистраль Санкт-Петербург - Челябинск станциями СПГ. Ведётся строительство автозаправочных станций, 10 станций СПГ уже существует в Германии и станций в Польше.

В планах компании на 2024–2030 гг. производство еще четырех линий сжижения общей мощностью более 26 млн тонн, что обеспечит 80 000 новых рабочих мест. В январе 2021 года на судостроительном комплексе «Звезда» на Дальнем Востоке началось строительство первого серийного судна-газовоза ледового класса Arc7 для морской транспортировки СПГ с проекта «Арктик СПГ 2». Ранее для этих целей заключались долгосрочные договоры фрахтования 14 судов-газовозов.

«Звезда» будет производить 5 танкеров в год, чтобы обеспечить строительство 26-30 судов к 2030 году. Только этот строительный проект будет добавлять 0,15% к ВВП России в год. К 2030 году эта мощность обеспечит 64 млн тонн СПГ и 90 млн т грузов по Северному морскому пути. В марте правительство РФ приняло постановление о выходе страны к 2035 году на мощность 140 млн тонн СПГ в год. Планируется, что основная доля этого объема может быть достигнута на объектах «Арктик СПГ 2» и «Ямал СПГ».

Арктика: СПГ – стратегический вектор России

Сегодня «НОВАТЭК» и Росатомфлот (Росатом) обсуждают возможность запуска круглогодичной навигации в 2023-2024 году. Согласно намеченному графику работ, в конце 2022 - начале 2023 года начнут работу транзитные терминалы на Камчатке и в Мурманске. Мощность первого терминала составит 10 млн тонн. 

Чтобы к 2030 году обеспечить экспорт российского газа и международный транзит грузов по Северному пути ГК «Росатом» планирует дополнительно заказать производство еще 6 ледоколов. Это два атомных ледокола серии 22220 (мощностью 60 МВт) и четыре на сжиженном природном газе (40 МВт). При этом важным достоинством СПГ как судового топлива является его ценовая конкурентоспособность, поскольку газ добывается на ближайших месторождениях Арктики, соответственно, отсутствуют существенные затраты на его доставку.

Арктика: СПГ – стратегический вектор России

Однако в майском указе президента Владимира Путина поставлена задача увеличить грузооборот на данном маршруте до 80 млн т к 2024 году, поэтому данных семи единиц техники может оказаться недостаточно. Выполнение задачи, поставленной президентом России, в большей степени будет зависеть от именно от СПГ-проектов «НОВАТЭКа», который собирается нарастить грузопоток до 35,5 млн т к 2024 году, а также от проекта «Роснефти» «Восток Ойл» (+30 млн т грузопотока в 2024 году) и угольного проекта «Северная звезда» Романа Троценко (4 млн т).

Работы по экспорту сжиженного природного газа ведутся через порт Сабетта, расположенного на востоке полуострова Ямал. У «НОВАТЭКа» уже существует ряд крупных контрактов на поставки СПГ. Так на полях ПМЭФ-2021 «НОВАТЭК» и китайская «Zhejiang Energy» заключили соглашение сроком на 15 лет о поставках не менее 1 млн т СПГ в год с проекта «Арктик СПГ-2». Договор подписан на условиях DES (Delivery Ex Ship, или поставки с судна). Ранее «НОВАТЭК» уже подписал два долгосрочных контракта о будущих поставках: в 2019 году - с трейдером «Vitol» на 15 лет о поставке до 1 млн т СПГ в год и в начале 2021 года - с китайской «Shenergy Group», также на 15 лет и объемом до 3 млн т ежегодно.

Арктика: СПГ – стратегический вектор России

Для стимулирования российского экспорта крайне важна работа по развитию Северного морского пути (СМП), который позволит сократить путь из Азии в Европу на треть. Северный морской путь является исторически сложившейся национальной транспортной коммуникацией России. Он также может стать механизмом оптимизации глобальных транспортных потоков, способствуя экономическому развитию как Арктической зоны России, так и северных регионов Европы и США. К 2035 году Северный морской путь должен стать международным национальным транспортным коридором, который за счет скорости доставки грузов будет конкурировать с южным маршрутом, пролегающим через Суэцкий канал. По данным «Росатома», транзит через Севморпуть из Европы в Азиатско-Тихоокеанский регион экономит до 19 дней пути, это на 20–25% дешевле, чем текущие евроазиатские ставки фрахта.

Производство СПГ является одним из важнейших и перспективных проектов в масштабе России. Сжиженный природный газ по сравнению с традиционным тяжелым топливом обладает существенными энергетическими и экологическими преимуществами. При применении СПГ существенно снижается выброс в атмосферу твердых частиц и SOx, Выбросы NOx снижаются на 80 %, также отмечается снижение выбросов парниковых газов. Данные факторы крайне важны в условиях «Зеленой повестки», активно пропагандируемой сегодня европейскими странами. Реализация проекта позволит нашей стране сохранить лидирующие позиции на глобальном рынке энергоресурсов.

3.151635268347
Поделиться:
ЦМТ в соц.сетях:
© 2001 - 2021 • Центр международной торговли • 123610, Москва, Краснопресненская наб., д.12 • +7(495) 258-12-12servinfo@wtcmoscow.ru Яндекс.Метрика