Индустрия российского фитнеса сегодня
В 2021 году активность на фитнес-рынке стала постепенно восстанавливаться. По данным Национального фитнес-сообщества (НФС), в период с августа по декабрь 2020 года спад продаж составил от 30 до 40%. К концу года данный показатель достиг 28,1%. Аналитики онлайн-сервиса 2ГИС подсчитали, что в российских городах-миллионниках количество фитнес-центров к декабрю 2019 года снизилось на 200 объектов (до 9,75 тыс. клубов). Для сравнения, ранее, в 2019 году только за период январь – декабрь в России открылось 573 новых объекта. Наибольшее сокращение заведений в прошлом году зафиксировано в Москве (69) и Санкт-Петербурге (31). О том, как пандемия повлияла на данный сектор экономики в 2020 году мы уже писали ранее в наших статьях «Фитнес индустрия в 2020 году» и «Индустрия фитнеса: уроки пандемии».
В денежном выражении общая выручка сектора за 2020 год составила 102 млрд руб., что на 40% меньше уровня 2019 года. Несмотря на многочисленные закрытия рынки Москвы и Санкт-Петербурга являются наиболее устойчивыми, на них приходится 61% оборота всей индустрии. Михаил Бурмистров, гендиректор компании «Infoline-Аналитика» оценивает годовые потери всей фитнес-отрасли по количеству объектов примерно в 20%. Стоит подчеркнуть, что большинство закрытых объектов не являлись сетевыми. Руководители крупных сетей, таких, например, как World Class, утверждают, что несмотря на сокращение посещений до 70% (в среднем по сетевым клубам), внеплановых закрытий в 2020 году не происходило.
По словам Бурмистрова, создание спортивного клуба стоит от 50 тыс. рублей за 1 кв. м без учета аренды. Высокая стоимость аренды в принципе считается одной из ключевых проблем отрасли, она может достигать порядка 30% от всех затрат клуба. В прошлом году ключевым игрокам рынка удавалось договариваться о скидках, но, как правило, не превышающих 10–30%, что решало проблему лишь частично.
Постепенная стабилизация эпидемиологической обстановки послужила стимулом для россиян возвращаться к занятиям. Так, в первой половине января клубы продали всего лишь на 20,2% меньше членских карт, чем за аналогичный период прошлого года. Одновременно в клубах начал восстанавливаться трафик: в первой половине января посетителей было на 22,2% меньше, чем в начале 2020 года (декабрь 2020: - 26,8%).
В декабре падение продаж дополнительных услуг, таких как персональные тренировки, занятия в платных группах, массаж сократились на 19,7%, но уже по итогам двух недель января разрыв составил - 15,5%. Эксперты отрасли объяснили формирование положительного тренда постепенной адаптацией отрасли к сложившейся ситуации: фитнес-клубы стали расширять перечень своих программ, услуг, линейку карт, а также предлагать клиентам дополнительные бонусы.
Падение среднего чека в январе 2021 года относительно января предыдущего года на 20-30% объясняется не только опасениями клиентов в отношении эпидемиологической ситуации (и вероятностью новых ограничений), но также и тем, что пока еще не все компании определились с режимом работы сотрудников. Большинство клиентов стало переключаться с годовых карт на краткосрочные, трехмесячные или полугодовые.
Однако руководители сетевых клубов отмечают, что краткосрочное членство для фитнес-бизнеса менее выгодно. Продажа годовых карт, как правило, обеспечивает более эффективное формирование валовой выручки, поэтому клубы преимущественно отказываются от модели краткосрочного членства. Ее внедрение требует смены стратегии, дополнительных инвестиций в маркетинг, просчетов всех рисков и точного прогнозирования динамики основных показателей деятельности. Когда человек покупает абонемент на короткое время, он может в дальнейшем не продлить его действие, а привлечение одного нового обращения от целевого клиента стоит дополнительных средств.
При этом преимуществом коротких абонементов является возможность поддерживать показатели, например, во время сезонного спада. Также, стоит подчеркнуть, что стоимость занятий по краткосрочным членским картам как минимум на 50% больше. В целом наличие предложения краткосрочных карт можно назвать необходимостью для фитнес-индустрии, потребность в которой сохранится как минимум до конца текущего года.
Так, например, наш клуб WTC Fitness регулярно предлагает клиентам специальные условия на короткие карты. Более того, недавно пакет годовой карты расширен бонусом «плюс 2 летних месяца в подарок». Большой популярностью среди клиентов пользуются разнообразные групповые занятия с инструкторами по плаванию, аквааэробике, йоге, боксу, входящие в стоимость карт.
На фото: WTC-Fitness
Ольга Киселева, президент Ассоциации операторов фитнес-индустрии также отмечает, что сегодня 40-50% клиентов выбирают групповые программы. Гендиректор сети World Class Николай Прянишников считает, что популярность групповых занятий растет в том числе за счет эффекта отложенного спроса: посетители соскучились по общению и активно ищут в таких тренировках дополнительную мотивацию.
Среди фитнес-клубов стала набирать популярность тенденция приглашения знаменитых спортсменов для проведения занятий. Однако, специалисты уверяют, что такой классический прием не влияет на рост продаж и трафика, а служит скорее укреплению бренда заведения.
Фитнес стал одной из наиболее пострадавших отраслей российского франчайзинга. По словам Анны Рождественской, эксперта Franshiza.ru в марте 2021 года спрос на клубные франшизы был на уровне 45% от докризисного. Сохранившийся спрос смещен в сторону объектов с небольшим объемом инвестиций, таких как студии йоги, растяжки, бега и других.
Ранее, в декабре 2020 года с целью поддержки отрасли Национальное фитнес-сообщество обратилось к главе Минздрава Михаилу Мурашко с просьбой разработать методические рекомендации для медучреждений, подведомственных министерству, по включению фитнес-программ в программы реабилитации после COVID-19. Фитнесом в России, по данным организации, до пандемии занимались 7 млн человек. Потенциальный спрос на реабилитацию после заболевания (на май 2021) эксперты оценивают в 2,1 млн человек.
Однако в Минздраве считают, что у фитнес-центров недостаточно необходимых компетенций медицинского характера. Более того, по мнению ряда экспертов, позиционирование, связанное с COVID-19, вызовет скорее негативный эффект для бизнеса. Так, Михаил Бурмистров утверждает, что потребители устали от пандемии и такое позиционирование могло бы принести скорее отрицательный эффект. Он называет включение реабилитации на базе клубов в методические рекомендации Минздрава сомнительной мерой: «Их профиль (фитнес-центров) - занятия спортом, а не медицинская реабилитация».
По итогам марта 2021, индустрии удалось выйти на докризисный объем выручки. По данным Ассоциации операторов фитнес-индустрии России (АОФИ), трендом первого квартала 2021 года на рынке фитнес-услуг стал рост спроса на клубные карты с коротким сроком действия. Если до начала пандемии такой вариант членства предлагали 10–15% клубов, то теперь на такую модель постепенно могут перейти до 40% организаций.
По словам Ольги Киселевой, трафик в спортивных клубах постепенно восстанавливается. В первом квартале он оказался всего на 10% ниже докризисного. В деловых районах падение оценивается в 30–40% по причине перехода сотрудников из офисов на удаленный формат работы. Для примера, ранее на территорию «Москва-Сити» ежедневно приезжали 60 тыс. человек, сегодня трафик сократился в 2 раза.
Новым трендом, широко распространившимся в период ограничений в 2020 году и которому пророчили активный рост стали онлайн-занятия. По оценкам Национального фитнес-сообщества, около 80% клубов год назад запустили собственные онлайн-программы. Если в первые недели локдауна, по данным ФНС, интерес к ним был очень высок, то затем количество просмотров стало снижаться. Например, директор по фитнесу X-Fit в России Ирина Троска рассказывает, что в марте онлайн тренировались только 0,7% от всей клиентской базы сети.
По расчетам Ассоциации операторов фитнес-индустрии, сегодня на долю онлайн-занятий приходится только 5% программ фитнес-клубов. Весной 2020 года рынок предполагал, что «фитнес уже не будет прежним», а все офлайн-тренировки будут сопровождаться онлайн. В итоге многим клубам так и не удалось получить интернет-аудиторию, поэтому многие онлайн-программы были закрыты. Самостоятельным бизнесом продукт пока не стал, скорее он выступает инструментом для отдельных ситуаций, таких как отпуска, командировки и другое.
Статистика говорит о том, что пандемия помогла увеличить обороты платформам, которые исходно существовали онлайн. У классических клубов заработать на дистанционных продуктах в итоге не получилось. Сооснователь Motify Руслан Гафуров связывает динамику роста онлайн с пандемией: с марта 2019 года к марту 2020 года спрос рос на 3,5%. Гафуров рассчитывает на рост спроса на дистанционные тренировки на 20%, но, в основном, это может произойти за счет эффекта низкой базы: «Рынок онлайн-спорта исходно не был супербольшим, но начинает расширяться».
Участники российского рынка рассчитывают на «вторую волну» интереса к онлайн формату, который может восстановиться после того, как клиенты клубов удовлетворят отложенный спрос на офлайн-занятия. Не стоит забывать и о низкой стоимости занятий (в 3-4 раза ниже офлайн) в сегодняшней экономической ситуации. Исходно многие онлайн-продукты клубов были бесплатными: стояла задача удержать клиентов, повысив лояльность, а не получить дополнительный доход. «Пока монетизировать онлайн-тренировки получилось у единиц, это принесло им всего 1–2% выручки»,- говорит Елена Силина, президент Национального фитнес-сообщества (НФС).
Ппрогноз для российской индустрии достаточно позитивный: тренд на занятия спортом и переход к здоровому образу жизни только усилится, а восстановление фитнес-рынка при благоприятном сценарии может произойти к концу 2022 года.