Конгрессно-выставочная индустрия 2020


На мировом рынке деловых мероприятий и выставок происходят глобальные трансформации, которые навсегда изменят деловую ивент индустрию. Появляются новые форматы онлайн-мероприятий, нетворкинг-платформ и 3D-мероприятий. Многие оффлайн мероприятия проходят в гибридном формате и уже никогда не будут проводиться как раньше.

По данным Международной ассоциации конгрессов и конференций (ICCA), объем мирового рынка международных деловых мероприятий составляет 1 трл долл. США. При этом доля России в мире составляет всего порядка 500 млн долл., или менее 1%. По данным на конец марта 2020 года, в мире было отменено более 2000 деловых мероприятий, на конец сентября уже было отменено или перенесено 3 916 выставочно - конгрессных мероприятий. 82% отраслевых и деловых ассоциаций заявили о том, что пандемия повлияла на проведение их главного, наиболее крупного мероприятия в 2020 году (речь идет о генеральных ассамблеях, ежегодных отчетных мероприятиях). 43% ассоциаций вынуждены были отменить ежегодные встречи, а 17% провели событие в онлайн или гибридном формате.

По данным Всемирной выставочной индустрии (UFI), из-за отмены мероприятий во втором квартале 2020 года не будет заключено контрактов на сумму не менее 145 млрд долл., а недополученный доход мировой экономики от выставочной индустрии до конца второго квартала составит 88,2 млрд долл. В общем числе отмененных или перенесенных в мире мероприятий доля России составляет 22%. Стоит подчеркнуть, что сегодня практически все выставки сопровождаются деловой программой большего или меньшего формата, и предполагают как платное, так и бесплатное участие. Поэтому достаточно часто, когда речь идет о выставках, конгрессная или конференц-программа подразумевается по умолчанию.

Общие потери участников выставок из-за отмены подписания контрактов составили 260 млрд евро, а потери от общего объема производства – 158 млрд евро. Таким образом, сокращение выставочного бизнеса по сравнению с 2019 годом достигло 60%. При этом общее количество сокращенных рабочих мест в выставочной и туристической индустрии достигло 1,9 млн человек.

По прогнозам аналитиков UFI, по итогам 2020 года выручка в мире составит 39% от показателя 2019 года. При этом каждая вторая компания сегодня увеличивает инвестиции, связанные с цифровизацией, однако 44% компаний временно перестали инвестировать в развитие новых инструментов.

В 2019 году РФ было проведено более 700 выставок, в которых участвовали порядка 100 тыс. экспонентов, а также более 7 млн посетителей. Вклад выставочной отрасли в ВВП России суммарно составляет 3%, в данном случае речь идет об общем показателе всех заключённых на выставках контрактов.

Российская конгрессно-выставочная отрасль одной из первых пострадала от пандемии, с ее распространением, в Москве, а затем в регионах предприниматели власти и бизнес стали массово отказываться от участия, позже мероприятия запретил Роспотребнадзор. Если по мартовским прогнозам отраслевых ассоциаций сложившая ситуация в ивент индустрии могла нанести ущерб российской экономике в размере 50 млрд рублей, то в реальности, к ноябрю этот показатель возрос более чем в 2 раза.

Согласно данным на конец октября 2020 года, прямые убытки на сегодня оцениваются в 110 млрд рублей, косвенные – от 48 млрд рублей. В апреле, мае, июне, нормальный уровень деятельности удалось поддерживать только 6% компаний. Всего в нашей стране было отменено более 1000 международных мероприятий, важнейшие федеральные форумы, такие как Питерский международный экономический форум, Красноярский экономический форум, «Иннопром» и сопровождающие их выставки перешли в формат онлайн, также как и региональные форумы. Большинство выставок пришлось перенести на 2021-22 год.

В конгрессно-выставочной индустрии РФ, по оценкам Выставочного научно-исследовательского центра (ВНИЦ) R&C, занято более 24,5 тыс. человек, включая лиц, работающих по договорам подряда. Уже в марте-апреле 28% мероприятий в России, а также мероприятия, запланированные за рубежом, были отменены, а 11% перенесены на более поздние сроки, 3% перенесено на 2021 год и 2% перешло в онлайн формат. В марте ВНИЦ разработал три прогнозных сценария, исходя из предположения, до какого срока продлится запрет на мероприятия – до конца апреля, июня или декабря. Согласно наиболее рисковому прогнозу о запрете проведения мероприятий до декабря сокращение рабочих мест достигнет 50%, сокращение объемов зарплаты превысит 50%, а суммарные убытки отрасли составят 110,1 млрд рублей, что на сегодня соответствует действительности.

В России существует огромный потенциал для роста. На ближайшие пять лет перед государством стоит задача в увеличении доли России на международном ивент-рынке до 1,7%. Однако на текущий момент в России есть не более 50 городов, конгрессная инфраструктура которых достаточно развита, чтобы принять на территории региона крупное отраслевое или международное мероприятие.

Общая площадь конгрессно-выставочных комплексов в России составляет порядка 1,1 млн м2, для сравнения, аналогичные площади в Германии составляют 3,5 млн м2, в Китае - 6 млн м2. Только 14 российских городов имеют соответствующие мировым стандартам конгрессно-выставочные комплексы площадью более 5 тысяч м2.

При этом 70% площадей приходятся на Москву и Санкт-Петербург. В РФ работает более 2,06 тыс. профильных компаний с общим оборотом 161,1 млрд рублей. Отрасль обеспечивает работу более 40 тысяч сервисных компаний в смежных отраслях по застройке стендов, туристическим услугам, кейтерингу, техническому обеспечению, клинингу и др. В Москве расположено 50% или 1,04 тысячи профильных компаний, объём рынка которых 134,5 млрд рублей (83% выручки). После Москвы событийный рынок делят 11 наиболее активных регионов, на которые приходится доход в 23,5 млрд руб. (15% от общероссийских доходов), а также более 600 ивент-компаний.

analitic.png

Так, Конгресс-центр ЦМТ Москвы является первой в России конгрессной площадкой мирового уровня, сертифицированной по стандартам Международной Ассоциации Конгрессов (AIPC) и системы менеджмента качества ISO 9001:2015. Конгресс-центр ЦМТ, общая площадь которого составляет 6 тыс. м2, предоставляет конгрессно-выставочные, гостиничные и ресторанные услуги высочайшего качества, проводит экспертно-аналитическую деятельность и организует мероприятия любого масштаба. Ежегодно на площадке проводится более 300 международных научных и деловых мероприятий. Более подробно по ссылке.

Стоит отметить, что с конца 2019 г. количество членов Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ) возросло почти на 30%. РСВЯ, в свою очередь разработал для использования членами целый ряд информационных, маркетинговых и образовательных платформ.

По оценке ТПП РФ, ежегодный оборот российского выставочного рынка в 2019 году составлял порядка 800 млн долл., это 7-е в мире (после США, Германии, Франции, Великобритании, Китая и Италии). В России в год проводится примерно 950 выставок в формате В2В общей площадью около 2 млн кв. метров. В них принимает участие около 100 тысяч экспонентов более чем из 100 стран мира. Количество посетителей колеблется в диапазоне 7,5-8 млн человек.

С середины марта по август ущерб отрасли в РФ можно оценить в 70-80% годового объема. При проведении выставок осеннего сезона заполнение происходило только на 30-40%. Сергей Селиванов, директор департамента ВЯКД ТПП РФ считает, что по самым оптимистичным прогнозам, о полном восстановлении отрасли можно будет говорить только к концу 2021 г. при условии неповторения волн коронавируса.

Согласно оптимистичному сценарию Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ), в 2021 году падение выручки составит до 40%, учитывая ограничение международных передвижений, а большинство выставок проводится с международным участием и снижение платежеспособности клиентов.

Во многом ситуация в последующие годы будет зависеть от общей экономической ситуации в мире и от того, какое место в нем будет занимать Россия, используя выставки и конгрессы как инструмент для своего развития.

После выхода из карантина, отраслевая направленность выставок в РФ была следующей: нефтегазовая и химическая промышленность, туризм, текстильная промышленность, оборудование для отопления, водоснабжения, вентиляции, оборудование в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности, ювелирные изделия, транспорт, строительные и отделочные материалы, металлургия, радиоэлектроника, оборудование и технологии для пищевой и перерабатывающей промышленности

По данным компании Аэроклуб, представленным в августе, после снятия ограничений, 29% компаний отметили возвращение интереса бизнеса к оффлайн мероприятиям, так, в сентябре на долю оффлайн пришлось 40% деловых мероприятий, его объем вырос более чем в 3,5 раза по сравнению с августом. 60% мероприятий в равных долях были поделены между онлайн и гибридными форматами. Согласно опросам, проведенным среди представителей отрасли, пандемия подтвердила ценность живых мероприятий, что говорит о быстром восстановлении сектора в случае снятия ограничений.

Ассоциации готовятся изменить подходы к ротации своих конгрессов, пишут эксперты ICCA, при этом 20% из них планируют проведение региональных встреч вместо глобальных, а 19% будут планировать конгрессы территориально ближе к штаб-квартирам своих объединений.

По прогнозам ICCA на 2021, составленным по данным опроса, 15% респондентов также планируют отменить или отложить свои главные мероприятия, 42% рассматривают возможность перевода мероприятия в онлайн или выбора гибридного формата. 81% респондентов считают, что возможности для нетворкинга на онлайн мероприятиях более ограничены по сравнению с общением на очных мероприятиях, 61% ассоциаций ожидают, что количество участников мероприятий снизится, 84% намереваются включать гибридные и диджитал элементы в предстоящие мероприятия для увеличения посещаемости (результат из исследования от мая 2020 года).

При активном подготовительном участии Торгово-промышленной палаты РФ было принято постановление Правительства, в котором были утверждены наиболее пострадавшие отрасли и меры государственной поддержки по кодам ОКВЭД. Сегодня продолжается работа по пересмотру стандартов конгрессно-выставочной деятельности, что поможет более тесно сотрудничать с государством и продвигать интересы индустрии. В 2021 году Минпромторг и отраслевые ассоциации будут анализировать действующую базу нормативно-правовых актов, чтобы сформировать единый свод законов для отрасли.

ТПП РФ, РСВЯ, а также участники Союза выставок и ярмарок подготовили на рассмотрение Стратегию развития конгрессно-выставочной отрасли в РФ на период до 2030 гг. В 2021 году Минпромторг и отраслевые ассоциации будут анализировать действующую базу нормативно-правовых актов, чтобы сформировать единый свод законов для отрасли.

3.151664205998
Поделиться:
ЦМТ в соц.сетях:
© 2001 - 2022 • Центр международной торговли • 123610, Москва, Краснопресненская наб., д.12 • +7(495) 258-12-12servinfo@wtcmoscow.ru Яндекс.Метрика