По итогам ВЭФ 2021: инфраструктурные задачи


Накануне Восточного экономического форума — 2021 (ВЭФ) компания InfraOne Research подготовила аналитический обзор «Инвестиции в инфраструктуру. Дальний Восток», посвященный исследованию состояния инфраструктуры округа и инструментам по ее дальнейшему развитию, динамике инвестиций и рынку дальневосточных проектов. Данная статья посвящена результатам исследования данной проблематики.

Результаты анализа InfraOne Research показали, что кризисный 2020 год оказался для инфраструктуры Дальнего Востока не столь плохим, как можно было ожидать. Падение пассажиропотока в транспорте компенсировала позитивная динамика грузоперевозок. С целью реализации проектов в округе были выпущены первые в стране социальные облигации. Возросли бюджетные инвестиции в инфраструктуру, рынок концессий и государственно-частного партнерства в регионе продемонстрировал рекордный рост.

Эксперты утверждают, что в числе актуальных проблем остается износ основных фондов (на уровне 50%), недостаток выделяемых бюджетных средств, ограниченность притока частного капитала и нехватка готовых проектов. К началу прошлого года износ основных фондов в ДФО достиг 44,2%, что ниже среднероссийского уровня, составляющего 51,3%. Однако Дальневосточный регион лидирует по темпам старения инфраструктуры: с 2010 года уровень износа фондов вырос на 15,3 п. п. против 5,6 п. п. в среднем по России. На рисунке ниже представлены показатели износа основных фондов по отраслям, имеющим наибольшую долю в структуре основных фондов ДФО, в 2019 году. 

По итогам ВЭФ 2021: инфраструктурные задачи

Показатель пассажирских авиаперевозок по итогам прошлого года снизился более чем на 40%, железнодорожных - почти на 25%, что меньше, чем в остальных макрорегионах. В области грузоперевозок показатели в ДФО показали положительные значения (в отличие от остальной части страны): объем грузовых авиаперевозок превысил 4%, железнодорожных — почти 1%, автотранспортных -  15%. Перевалка грузов в портах Дальневосточного бассейна увеличилась почти на 5%. Для сравнения, падение данных показателей в других округах в зависимости от отрасли находилось в диапазоне 3% - 13%.

Дальний Восток входит в список приоритетных геостратегических территорий страны и имеет ряд преференций в получении господдержки. В связи с кризисными явлениями в сентябре 2020 года правительство приняло для региона отдельную национальную программу социально-экономического развития до 2025 года и на перспективу до 2035 года. ДФО стал единственной территорией, для которого создан такой документ, призванный, с одной стороны, включить амбициозные задачи по ускоренному развитию округа (например, росту его экономики на уровне выше среднемировых темпов) и определить средства для их достижения, с другой стороны - объединить все уже существующие планы.

В «инфраструктурной» части национальной программы объединены запланированные и реализуемые проекты: расширение БАМа и Транссиба, проект строительства железнодорожного моста на Сахалин, создание ледоколов «Лидер» для Северного морского пути и другие. Их основная часть еще в 2018 году вошла в комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года.

При этом аналитики считают, что выделяемых государственных средств для региона на сегодня недостаточно. Эксперты приводят пример: в 2020 году в ДФО на инфраструктурные цели было направлено 17 млрд руб. субсидий, а в Крым и Севастополь почти 70 млрд руб. На рисунке ниже представлена динамика инфраструктурных инвестиций в дальневосточных регионах в 2015 – 2020 гг. в млрд руб.

По итогам ВЭФ 2021: инфраструктурные задачи

Особый статус Дальнего Востока определён в отдельных разделах в большинстве федеральных госпрограмм, которых к середине 2021 года насчитывалось 32 (из 48), включая, госпрограмму по развитию транспортной системы. Это позволяет также контролировать ситуацию в регионе на федеральном уровне и вносить текущие коррективы. У округа есть своя федеральная госпрограмма, однако ее бюджет невелик, и нем практически не предусмотрены расходы на инфраструктуру. По оценкам экспертов InfraOne Research, за 2020 год из 57 млрд руб. расходов по ней на капитальные затраты было направлено менее 0,1%. Более ощутимое проявление приоритетного статуса - особый порядок расчета и предоставления субсидий дальневосточным регионам.

С целью содействия дальневосточным регионам в реализации задач диверсификации экономики и развития отраслей, не связанных с добывающим сектором, были сформированы территории опережающего развития (ТОР) и Свободный порт Владивосток (СПВ). Однако эксперты констатируют, что основные инвестиции резидентов в большей степени идут в сырьевые отрасли. По данным за август текущего года, в ДФО действуют СПВ и 22 ТОРов, суммарное количество их резидентов составляет более 2600 компаний. Данные режимы не действуют только на территории Магаданской области.

На рисунке ниже представлен вклад ТОР и СПВ в экономику дальневосточных регионов, в млрд руб.

По итогам ВЭФ 2021: инфраструктурные задачи

По данным Минвостокразвития (май, 2021), с момента введения режимов ТОР и СПВ в экономику Дальнего Востока удалось привлечь 1,8 трлн руб. инвестиций и создать 66 тысяч рабочих мест. При этом пропорция частных и бюджет средств составляет 31/1. Доля внебюджетных инвестиций постепенно растет (в 2017 году данное соотношение составляло 10/1). По данным КРДВ, на август 2021 года заявленные инвестиции резидентов ТОР и СПВ составили 5,4 трлн руб., количество запланированных к созданию рабочих мест — 180 тысяч.

В 2020 году динамика роста ТОР и СПВ снизилась, количество новых инвесторов в ТОР сократилось почти на 30% — с 95 в 2019 году до 67 в 2020-м. Аналогичная ситуация наблюдается в СПВ. Данные Минвостокразвития свидетельствуют о том, что накопленные инвестиции резидентов пока находятся ниже планового уровня. Для действующих резидентов пандемия создала сложности с поставками зарубежного оборудования, сбытом произведенной продукции и привлечением иностранной рабочей силы. По состоянию на июнь 2021 года из 116 объектов, на которых ведутся работы, на 53 было зафиксировано отставание от графика. Инвесторы стали отмечать недостаток необходимой для их деятельности инфраструктуры, прежде всего транспортной и социальной.

Сейчас среди профилей ТОР и СПВ судостроение и судоремонт, сельское хозяйство, пищевая промышленность, переработка водных биоресурсов, деревообработка, туризм, логистика, добыча и переработка полезных ископаемых. Последние два вида деятельности есть в специализации только семи ТОР. Структура фактических инвестиций резидентов данных территорий не столь многообразна. Так, по расчетам аналитиков, из около 1,5 трлн руб., вложенных инвесторами ТОР в проекты, свыше 70% приходится на строительство Амурского ГПЗ, Амурского газохимического комплекса и завода по производству метанола в ТОР «Свободный». Все эти проекты связаны с поставками газа по трубопроводу «Сила Сибири». Суммарно на инвестиции в инициативы, связанные с добычей и переработкой полезных ископаемых, приходится 80% суммарных вложений резидентов ТОР.

На следующем рисунке показаны инвестиции в основной капитал в разрезе федеральных округов в 2015–2020 годах, в трлн руб.

По итогам ВЭФ 2021: инфраструктурные задачи

Экономика ДФО на сегодняшний день является относительно небольшой и зависит от крупных промышленных проектов, в том числе в нефтегазовом секторе. Жизненный цикл таких инициатив влияет на динамику инфраструктурных инвестиций в округе. По данным Росстата, в 2020 году капитальные затраты региона за счет всех источников составили 1,55 трлн руб., что на 6,6% меньше, чем в 2019-м. В результате он стал единственным макрорегионом, у которого траты в номинальном выражении снизились (в других округах выросли в среднем на 5,1%).

По мнению экспертов, в 2021–2022 годах инфраструктурные инвестиции Дальнего Востока могут вырасти. В 2020 году транспортная отрасль в ДФО оказалась менее пострадавшей, чем в других макрорегионах, что создает предпосылки для посткризисного оживления экономики округа. Специалисты считают, что на этом фоне дальневосточные территории будут активнее запускать концессионные и ГЧП‑проекты, которые стояли «на паузе» во время кризиса. На последнее повлияет также и новый механизм поддержки концессионного и ГЧП‑рынка — инвестиционный акселератор. Кроме того, в ближайшие годы на Дальнем Востоке продолжат реализовывать масштабные проекты, в том числе в нефтегазовой сфере, что окажет заметное влияние на вложения в основной капитал региона.

3.151635272798
Поделиться:
ЦМТ в соц.сетях:
© 2001 - 2021 • Центр международной торговли • 123610, Москва, Краснопресненская наб., д.12 • +7(495) 258-12-12servinfo@wtcmoscow.ru Яндекс.Метрика