Транспортный коридор «Север - Юг» для развития стран ЕАЭС


Развитие международного транспортного коридора МТК «Север-Юг», в соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года, является одним из приоритетных направлений экономического развития нашей страны. 

Правовой основой проекта является межправительственное Соглашение о международном транспортном коридоре «Север-Юг», подписанное Россией, Индией и Ираном в Санкт-Петербурге 12 сентября 2000 года в ходе II-й Международной евроазиатской конференции по транспорту. На днях Евразийский банк развития (ЕАБР) представил новое исследование потенциала международного транспортного коридора «Север-Юг» на фоне новых экономических возможностей. В их числе активизация взаимодействия ЕАЭС с Индией, Ираном и другими странами Южной Азии и Персидского залива, наличие значительного потенциала сопряжения МТК «Север-Юг» с широтными транспортными маршрутами, ускорение процессов цифровизации и приоритетность климатической повестки. О результатах данного исследования расскажем подробнее в этой статье.

В исследовании сформулирована идея Евразийского транспортного каркаса, дающего многочисленные преимущества странам ЕАЭС. «Север-Юг» является ключевым меридианным коридором евразийского пространства, схему его прохождения можно увидеть на рисунке ниже. По оценкам аналитиков ЕАБР, потенциал контейнерных перевозок по МТК «Север — Юг» может составить от 325 до 662 тыс. в двадцатифутовом эквиваленте (ДФЭ). Сопряжение МТК «Север — Юг» с евразийскими широтными коридорами может обеспечить порядка 40% контейнерного грузопотока. Потенциальный объем перевозок неконтейнеризируемых грузов составит 8,7–12,8 млн тонн к 2030 году в основном за счет транспортировки зерновых культур. Цифровизация и «мягкая» инфраструктура играют важную роль в достижении этих целей.

Рис.1_СеверЮг.png

Источник: ЕАБР

Мультимодальный МТК «Север-Юг» связывает Скандинавские страны и северо-западную часть ЕАЭС с государствами Персидского залива и Индийского океана через страны Кавказа и Средней Азии. Коридор включает инфраструктуру железнодорожного, автомобильного, воздушного, морского и речного транспорта. Можно выделить три основные ветви коридора:

  • Западная: по западному берегу Каспийского моря через Россию и Азербайджан,

  • Восточная: по восточному берегу Каспийского моря через Казахстан и Туркменистан,

  • Транскаспийская: с использованием паромных и контейнерных линий на Каспийском море.

Главное преимущество МТК «Север-Юг» перед другими маршрутами, в том числе, перед морским маршрутом через Суэцкий канал, - это двукратное сокращение временных затрат на осуществление перевозок. Так сроки доставки грузов из Мумбаи в Санкт-Петербург по традиционному маршруту через Суэцкий канал составляют от 30 до 45 дней, в то время как по сухопутному маршруту МТК «Север-Юг» могут варьироваться от 15 до 24 дней. Доставка грузов по Восточной ветви коридора, проходящей через железнодорожные пути Казахстана и Туркменистана, займет 15–18 дней.

Железнодорожный транспорт обеспечивает минимальный углеродный след, что является важным конкурентным фактором в осуществлении грузовых перевозок по МТК «Север-Юг». Перенаправление грузоперевозок с морского транспорта на железнодорожный в рамках МТК «Север-Юг» позволит снизить выбросы парниковых газов на 25% за счет сокращения пути. На практике для организации международных транспортных коридоров в Евразии требуется сочетание железнодорожного и автомобильного транспорта в рамках комплексного подхода к организации эффективной логистики.

Необходимость создания альтернативного мультимодального коридора «Север-Юг» подтверждена в условиях пандемии COVID-19, в том числе, в ходе блокировки Суэцкого канала контейнеровозом Ever Given в марте 2021 года. В этих условиях наблюдался глобальный сбой в расписании доставки грузов морским маршрутом и неопределенность в функционировании логистических цепочек доставки товаров, что привело к резкому росту тарифов на морские перевозки.

На этом фоне увеличился спрос на железнодорожные перевозки на Евразийском континенте, в том числе, за счет стабильности сквозных железнодорожных тарифов, тем самым обозначив необходимость формирования дополнительного канала перевозки грузов. Об успешности сухопутных коридоров свидетельствует и тот факт, что за последние 10 лет железнодорожные контейнерные перевозки по оси Китай - Европа увеличились с 7 тыс. до 547 тыс. контейнеров в ДФЭ. На рисунке ниже в цифрах представлены преимущества транспортного коридора и потенциал грузоперевозок к 2030 году:

Рис.2_СеверЮг.png

Источник: ЕАБР

Аналитики Банка отмечают значительный потенциал контейнерных перевозок по маршрутам МТК «Север-Юг», который может составить от 325 до 662 тыс. ДФЭ (от 5,9 до 11,9 млн тонн) к 2030 году в зависимости от сценария (в настоящее время -21 тыс. ДФЭ). Развитие грузоперевозок по МТК «Север-Юг» представляет значительный интерес для государств - участников ЕАЭС, на долю этих стран приходится 75% потенциального объема контейнерных перевозок, как показано ниже на рисунке 1. Эффект сопряжения МТК «Север-Юг» с евразийскими широтными транспортными коридорами может обеспечить 127–246 тыс. ДФЭ, или до 40% совокупного потенциала контейнерных перевозок (рис. 2).

Рис.3_СеверЮг.jpg 

Источник: Источник: ЕАБР, аналитический доклад «Международный транспортный коридор «Север – Юг»: создание транспортного каркаса Евразии»

Основными товарными категориями МТК «Север-Юг», пригодными для контейнеризации, являются продовольствие (21,2%), металлы (16,6%), древесина и бумага (9,5%), машины и оборудование (8,3%), а также минеральные удобрения (4,9%). По мнению авторов аналитического доклада ЕАБР «Международный транспортный коридор «Север – Юг»: создание транспортного каркаса Евразии», потенциальный объем перевозок, непригодных для контейнеризации грузов, составит от 8,7 до 12,8 млн тонн к 2030 году в основном за счет транспортировки зерновых культур. В конечном итоге, с учетом потенциала 2 видов товарных категорий — пригодных и непригодных для контейнеризации, совокупный потенциал грузовых перевозок по МТК «Север-Юг» ожидается от 14,6 до 24,7 млн тонн в перспективе к 2030 году.

По словам главного экономиста ЕАБР и ЕФСР Евгения Винокурова, уникальное направление МТК «Север-Юг» создает возможности для стыковки с широтными транспортными коридорами, проходящими с Востока на Запад. Конечной целью видится создание Евразийского транспортного каркаса - сети взаимосвязанных коридоров в направлениях Восток-Запад и Север-Юг, которая будет способствовать возникновению дополнительных грузопотоков за счет синергии и обеспечит внутриконтинентальным странам выход к рынкам: «Это поможет сократить издержки экспорта, создать потенциал новых производственных ниш, реализовать транзитный потенциал региона. В силу того, что Евразийский транспортный каркас «дотягивается» до Китая, Индии и Европейского союза, он может выступить материальной основой для реализации идеи «Большой Евразии».

Дополнительный объем грузопотоков может быть обеспечен за счет достижения «бесшовности» транспортных сообщений через цифровизацию и совершенствование мягкой инфраструктуры. Внедрение интеллектуальных транспортных систем и цифровизация международных мультимодальных перевозок и логистики с использованием электронных накладных e-CIM/CMGS и e-CMR, электронных книжек e-TIR и спутниковых навигационных систем окажет благоприятное воздействие на объемы внешней торговли в странах - участницах Соглашения о МТК «Север - Юг». Это позволит открыть новые возможности для упрощения процедур пересечения границ, сокращения сроков доставки грузов, снижения транспортных издержек и повышения безопасности движения вдоль коридора. На рисунке ниже представлена структура контейнерных потоков МТК «Север - Юг» по основным маршрутам в 2030 г. в тыс. ДФЭ:

Рис.4_СеверЮг.png

Источник: ЕАБР, аналитический доклад «Международный транспортный коридор «Север – Юг»: создание транспортного каркаса Евразии»

Объемы прямых и косвенных выбросов парниковых газов железнодорожного транспорта составляют в среднем 18 г/тыс. км, что незначительно выше уровня выбросов морского транспорта, используемого для дальних морских перевозок (12 г/тыс. км). В сравнении же с другими видами транспорта, железнодорожный транспорт более экологичен: в 2 раза относительно речного, в 7 раз – автодорожного и в 30 – воздушного. Если же принимать во внимание выбросы не только парниковых газов, но и твердых частиц и оксидов азота, также представляющих опасность для окружающей среды и здоровья, то можно утверждать, что железнодорожный транспорт является наиболее экологичным. Такое преимущество железнодорожного транспорта в цифрах представлено на рисунке ниже:

Рис.5_СеверЮг.png

Источник: ЕАБР, аналитический доклад «Международный транспортный коридор «Север – Юг»: создание транспортного каркаса Евразии»

В случае создания благоприятных условий для развития перевозок по МТК «Север – Юг» (ликвидация «узких мест» инфраструктуры, упрощение процедур пересечения границ, согласованная тарифная политика, формирование механизма по управлению коридором и так далее) перечень заинтересованных стран и стран – участниц соглашения может расшириться. В их число могут войти некоторые страны Персидского залива, Индийского океана и Восточной Африки, а также Туркменистан, Киргизская Республика и Республика Узбекистан в Центральной Азии, Китай (в части развития торговли с Ираном), а также некоторые государства Центральной и Восточной Европы.

Важен вклад МТК «Север – Юг» в реализацию международных инициатив и программ, таких как «Венская программа действий для развивающихся стран», не имеющих выхода к морю, на период до 2024 г., «Региональная программа действий ЭСКАТО ООН по устойчивой транспортной связуемости в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР)» (I этап 2017–2021 гг.), планируемая к принятию на Четвертой конференции министров транспорта ЭСКАТО ООН (14-17 декабря 2021 г.), «Региональная программа действий по устойчивому развитию транспорта в Азиатско-Тихоокеанском регионе на 2022–2026 гг.». Очевидно, что развитие МТК «Север – Юг» станет важным стимулом для реализации целей устойчивого развития (ЦУР), резолюций ГА ООН по устойчивому транспорту и транзитным транспортным коридорам, а также рекомендаций двух глобальных конференций ООН по устойчивому транспорту, прошедших в ноябре 2016 г. в Ашхабаде и в октябре 2021 г. в Пекине.

В перспективе МТК «Север – Юг» может стать коридором развития для ЕАЭС. Реализация крупных инфраструктурных проектов в транспортной сфере не только позволяет сократить время в пути и эксплуатационные расходы перевозчиков, но и через косвенные эффекты способствует устойчивому развитию.

Помимо увеличения объемов торговли, развитие МТК содействует строительству индустриальных парков, специальных экономических зон вдоль транзитного пути, а также развитию кооперации в сфере производства товаров и услуг и выстраиванию новых производственно-логистических цепочек между государствами- членами ЕАЭС и крупными развивающимися странами Персидского залива и Индийского океана, включая Иран, Индию и Пакистан. Соответственно, создаются новые рабочие места, улучшаются перспективы экономического роста и растет благосостояние населения в регионе. Более того, с развитием МТК происходит переключение грузопотоков с морского транспорта на железнодорожный, который является экологически чистым видом транспорта для перевозки грузов при расчете объемов выбросов СО2.

3.151685363867
Поделиться:
ЦМТ в соц.сетях:
© 2001 - 2023 • Центр международной торговли • 123610, Москва, Краснопресненская наб., д.12 • +7(495) 258-12-12servinfo@wtcmoscow.ruПолитика конфиденциальности Яндекс.Метрика